Глава второго по величине банка страны призвал собравшихся помнить, как власть поддержала бизнес во время кризиса 2008 года: «Если вспомнить, как российская власть поддерживала бизнес в ходе кризиса, то никогда, кстати, в отличие от Обамы или Саркози и других, не переставляла стрелку ни на банки, ни на бизнесменов за то, что произошло».
Костин также сообщил, что в программах «многих кандидатов… в той или иной форме иногда робко, иногда более прямо описан вопрос о переделе собственности». А это «может полностью взорвать всю социальную атмосферу, ту стабильность, которую мы завоевали в последнее время».
Прислушается ли бизнес-сообщество к призывам банкира? Этот вопрос мы задали нашим экспертам.
Либеральный политик Леонид Гозман, бывший сопредседатель «Правого дела», считает, что «бизнес-сообщество прислушивается к собственному пониманию ситуации, а не к тому, что говорится с высоких трибун. Даже такими уважаемыми людьми, как господин Костин».
Кроме того, Гозман усмотрел в послании главы ВТБ логическую ошибку: «Господин Костин приравнивает неподдержку власти к поддержке авантюристов, большевиков-революционеров. А между тем неподдержка власти и поддержка революции — это отнюдь не синонимы. Именно безумное и бездумное укрепление вертикали власти и поставило сейчас страну на грань революции. Если безобразие, которое мы наблюдали 4 декабря, все эти вбросы и подтасовки, повторится 4 марта — это и будет толчком к революции».
Сходным образом рассуждает и Андрей Нечаев, бывший министр экономики РФ (1992—1993 годы), президент банка «Российская финансовая корпорация».
«Я думаю, здесь не будет консолидированного решения бизнес-сообщества. Этот вопрос каждый решает сам, — полагает он. — В чем бизнес-сообщество едино, так это в понимании того, что предпринимательский климат в стране отвратительный, и повинна в этом нынешняя власть».
Оценивая современное положение страны, наш собеседник вспомнил хрестоматийную ленинскую формулировку: «верхи не могут править по-новому, низы не хотят жить по-старому». «Она довольно точно отражает современную ситуацию в России», — считает Нечаев.
Он придерживается той точки зрения, что «кроме маргиналов, революции не хочет никто. Но большинство хочет перемен».
«Посмотрим, насколько власть готова к диалогу, к переменам, насколько эти перемены будут соответствовать требованиям общества. То, что они назрели, очевидно для всех», — подвел итог наш собеседник.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов