Началось с того, что нужно было найти ответ на вопрос, почему Владимир Путин не участвует в дебатах. Здесь все оказалось просто: тактика.
Каждый, кто мало-мальски интересуется футболом, прекрасно знает, как бывает в конце встречи, когда одна команда выигрывает у соперника с минимальным преимуществом. Чаще всего футболисты почти победившего клуба отходят на свою половину поля и старательно отбиваются, даже не помышляя об атаке. Прижимаются к своим воротам и тупо бьют по мячу, чтобы он летел дальше и дольше. Зрелище тоскливое и нередко сопровождающееся свистом на трибунах.
Очень похоже получается: Путину свистят, а он отбивается и проводит неторопливые замены на последних минутах.
Дальше — больше. Если представить всю нашу политику как некий турнир (предположим, чемпионат России), то здесь вообще все закономерно. Есть ряд фаворитов — самые богатые и авторитетные клубы, и есть массовка. Клубам из массовки, которые играют на тех же полях и вроде бы как по тем же правилам, никогда не пробиться на вершину турнирной таблицы. И все это понимают. Но они все равно сражаются или делают вид. При этом нам упорно доказывают, что в российском футболе есть реальная конкуренция и деньги решают не все. Игроки переходят из одного клуба в другой, приобретаются тренеры, фанатские группировки периодически выясняют отношения — жизнь бурлит! А побеждают неизменно все те же...
Что же происходит сейчас? Представьте, что клубы из массовки, за счет которых фавориты привыкли набирать очки, заявили, что так больше жить нельзя и если мы хотим в нашем футболе реальной конкуренции, то правила игры нужно менять. Сделайте, мол, ворота пошире, перестаньте закачивать деньги в одни и те же команды, прекратите уже нашептывать судьям новые правила игры по ходу встречи, чтобы побеждали всегда нужные! Взбунтовалась массовка, и фанаты громко поддержали своих любимцев. К ним присоединились еще и нейтральные болельщики, которые просто за футбол болеют. И началось...
Но в футболе все понятнее и проще получается, нежели в нашей политике. Например, в самые спорные моменты клубы всегда имеют возможность пригласить на игру арбитра из-за рубежа, чтобы ни у кого не возникало вопросов относительно предвзятости. Это как если бы вместо Чурова зазвали к нам «варяга» и попросили рассудить и организовать. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами» — что-то вроде этого могло получиться...
И вот здесь аналогии с футболом уже разбиваются о суровую реальность. Из-за бугра никого не выпишешь, надеяться, что кто-то извне поддержит, научит, — крамола страшная (прощай, суверенитет)! Вот и копошимся в своем политическом чемпионате так, как можем.
Многократные чемпионы крошат ближайших преследователей, изменяют под себя регламент, создают нужные условия. Оппоненты требуют переиграть все матчи и вообще провести турнир заново, угрожают покинуть первенство и организовать свое. После этого раздаются голоса за то, чтобы вообще сменить руководство РФС (Российского футбольного союза) и поставить нужных людей (всегда говорят, что поставить необходимо честных, но ставятся почему-то нужные). Функционеры идут на уступки, обещают сделать календарь турнира более удобным, но предлагают «не пороть горячку» с изменением правил, чтобы зрители не потеряли интерес к чемпионату. Все спорные моменты обсуждаются на комитетах и комиссиях, после чего выносятся половинчатые решения. Тупик или ничья? Вот с этим мы в нашей дискуссии так окончательно разобраться и не смогли.
Однако теперь-то нам многое стало понятно. Зачем, например, чемпиону все переигрывать, если он и так уже чемпион? Нелогично. Премиальные получены, потрачены, а теперь все возвращай и заново? Боже упаси! Да и кто добровольно откажется от кресла президента РФС (или просто РФ)?
Справедливости ради отметим, что, конечно же, футболисты и тренеры не оказывают существенного влияния на жизнь рядового болельщика. Они не предписывают, как жить, как работать, когда отдыхать. Но вот что касается обратного процесса — влияния болельщиков на игру команды и чемпионат, — здесь с политикой гораздо больше общего, чем хотелось бы.
Мы, случается, радуемся, бывает, что и огорчаемся, устраиваем обструкции... А они как играли, так и играют. Нам оставили эмоциональную составляющую этой большой игры, а вся содержательная часть почти всегда проходит без нашего участия. Мы покричим, возмутимся, если что не так, но потом опять придем. А там то цены на билеты повысят, а то и вовсе проведут игру без зрителей. Так и живем...
Материал подготовили: Владимир Карпов, Александр Газов