К чему приведут перестановки в руководстве «Эха Москвы»?

Эхо НТВ

Эхо НТВ
Практика показывает, что столь значительные перестановки в руководстве, какие произошли на «Эхе Москвы», могут отразиться и на политике СМИ, и на самом его существовании. Самый яркий пример — трансмутация НТВ.
14 февраля 2012
В руководстве радиостанции «Эхо Москвы» произошли существенные изменения. «Газпром-медиа» потребовал досрочной отставки совета директоров ЗАО «Эхо Москвы». В эту структуру входят четыре представителя «Газпрома» и два независимых директора, еще три директора представляют радиостанцию. Главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов и его заместитель Андрей Варфоломеев покидают совет директоров.

Как пишет сам Венедиктов в своем микроблоге в Twitter, «Газпром» не настаивал на его выходе — это решение он принял сам. Известный журналист также отмечает, что остается главным редактором радиостанции, а значит, информационная политика «Эха» не изменится.

Однако практика, являющаяся критерием истины, демонстрирует, что столь значительные перестановки в руководстве могут отразиться и на политике СМИ, и на самом его существовании. Самый яркий пример — трансмутация НТВ.

После 2001 года на этом канале, бывшем прежде бастионом либеральной оппозиции, начались перемены, итогом которых стало превращение НТВ в «сурковскую пропаганду». Не ожидает ли нечто подобное и «Эхо Москвы»?

Есть мнение, что требование контролирующих акционеров («Газпром» владеет 66 процентами акций «Эха», остальные 34 процента принадлежат журналистам) было обусловлено тем, что первые лица недовольны политикой радиостанции. Разумеется, Дмитрий Песков, пресс-секретарь премьер-министра (известный под конспиративной кличкой «путинский Twitter»), отрицает вмешательство властей во «внутрикорпоративные дела» станции.

В то же время упорство, с которым власть в лице «Газпром-медиа» держится за контроль над активами «Эха Москвы», заставляет задуматься.

Любопытно также, что вскоре после того, как стало известно о перемещениях в совете директоров радиостанции, Наталья Синдеева, владелица телеканала «Дождь», выступила с идеей выкупить у «Газпрома» акции «Эха». Алексей Венедиктов ответил ей в Twitter, что это совершенно бесполезная затея: «Наташечка, мы пытаемся выкупиться десять лет. Отказ».

Так что же ожидает самую популярную независимую радиостанцию России? По мнению Ильи Барабанова, шеф-редактора The New Times, «Эхо Москвы» — «давний раздражитель многих людей во власти». И в преддверии выборов эти люди хотели бы прибрать к рукам столь мощный медиаактив.

В то же время нет оснований «раньше времени разводить панику»: политическую независимость радиостанции защищает устав, согласно которому главного редактора избирает журналистский коллектив, а не совет директоров.

Виталий Дымарский, ведущий авторских программ на «Эхе», также не видит оснований опасаться рейдерского захвата радиостанции в ближайшее время. «В принципе, хотя сама ситуация не совсем понятная, я думаю, за этим стоит стремление определенных людей, фигур, кругов, которые с интересом смотрят на «Газпром-медиа» и намереваются прибрать его активы к рукам, — считает журналист. — Безусловно, это связано с приближающимися выборами. Ведь даже те выборы, при которых мало что меняется в стране, что-то меняют в конфигурации власти и в положении тех лиц, которые находятся во власти — или находились до выборов».

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов