Активная поддержка Навального людьми, которые добровольно готовы выходить в мороз на площади и требовать «честных выборов», видимо, пугает Кремль и Белый дом. По крайней мере многих сейчас настораживает внезапный рост количества «проблем» у людей, которые так или иначе поддерживают блогера.
На днях Ксения Собчак сообщила о том, что телеканал MTV закрыл ее программу «Госдеп». Она напрямую связала этот факт с приглашением на шоу Навального. Сам блогер написал в своем Twitter, что, похоже, передачу действительно закрыли из-за него.
Следующий скандал разразился вокруг кировского Вятка-банка, где у Алексея имеется счет. Там со вторника продолжаются внеплановые проверки Центробанка, в ходе которых ревизоры изучают счета Навального и губернатора Кировской области Белых. Основное внимание проверяющие уделяют операциям «Фонда поддержки инициатив губернатора Кировской области» и «Юридической компании «Навальный и партнеры».
Владелец банка Григорий Гусельников в интервью «Дождю» тоже высказал предположение, что проверяющие пришли неспроста. По его мнению, происходящее — заказ в рамках информационной войны против Навального. Для банкира совершенно очевидно, что это «наезд», хотя доказательств нет.
«Когда одновременно пишут из всех правоохранительных органов, когда суды начинают принимать странные решения не в вашу пользу, и это случается в один день, и все кивают наверх, ты начинаешь понимать, что это организовано», — пояснил он.
Комментирует Павел Салин, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России
Власть показывает, что не хочет видеть Навального ни в каком виде. А все, кто получает такой импульс, — чиновники и элита — уже поступают так, как считают нужным в рамках этой генеральной линии.
В январе Кремль, который категорически не воспринимал несистемную оппозицию, под давлением новых обстоятельств несколько скорректировал свою позицию и разделил несистемную оппозицию на два лагеря. Один — те, с которыми можно иметь дело, и второй — недоговороспособные.
По большому счету, критерий один — популярность несистемной оппозиции среди протестующего среднего класса горожан. Те, кто непопулярен или относительно непопулярен, воспринимаются властью в качестве возможных партнеров по диалогу. Поскольку они не представляют серьезной опасности и более сговорчивы. Примером является то, что Рыжкова и Немцова выпустили в эфир федеральных каналов, что еще полгода назад было абсолютным нонсенсом.
А есть другой лагерь несистемных политиков, которые пользуются относительной поддержкой протестующих. По данным опросов, Алексея Навального поддерживают около трети тех, кто выходил на площади. Недоговороспособные — это те, кто имеет свои самостоятельные политические амбиции. У Навального они тоже есть. Вот эти люди для власти представляют большую опасность. Поэтому в отношении них выбрана тактика, с точки зрения выживания нынешнего режима абсолютно правильная, — это закатывание таких оппонентов в асфальт.
Что будет дальше с Навальным, неизвестно. Многое зависит от того, как будут развиваться события после президентских выборов. Если они будут развиваться по инерционному сценарию уверенной оппозиционности, то популярность Алексея, думаю, будет расти. Этому будет способствовать рост интернет-аудитории, в том числе и политизированной. Плюс Навальный сам неплохой пиарщик, и его консультируют хорошие специалисты. На мой взгляд, не исключены дополнительные кампании по его раскрутке. Можно предположить, что Навальный станет политиком федерального уровня, причем не в онлайне, а в оффлайне. Тем более он уже пошел по этому пути.
Я не исключаю и противоположный вариант развития событий. Сейчас среди элиты обсуждаются различные варианты развития событий вплоть до введения «красной» или «белой» диктатуры. В этом случае у Алексея Навального только неприятные перспективы.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов