В Астрахань, где обрушился подъезд дома и погибли люди, съездил Владимир Путин

Владислав ПОЛЯНСКИЙ,

«Особая буква»

Рухнувшие дома как привычная предвыборная декорация

Рухнувшие дома как привычная предвыборная декорация
Премьер-министр России поручил расселить поврежденный взрывом дом в Астрахани, куда срочно вылетел после произошедшей 27 февраля трагедии. Эксперты уверены, что визит главы кабинета министров — свидетельство ручного управления страной.
28 февраля 2012
Конечно, поездка Владимира Путина в Астрахань — необходимость в свете произошедшей катастрофы, которая унесла жизнь жильцов взорванного подъезда. Но эта трагедия наглядно демонстрирует все дефекты российского коммунального хозяйства и разгильдяйства региональных властей, которые, судя по всему, до приезда премьера не могли решить, куда и как расселять людей из разрушенного дома.

 

27 февраля в Астрахани обрушился подъезд девятиэтажного жилого дома по адресу улица Островского, 150/1. Сигнал поступил в городскую службу спасения в 13.10 по московскому времени. В результате погибли восемь человек, но число жертв еще может увеличиться, потому что под завалами пока остаются люди.

Причиной аварии, по предварительным данным, стал взрыв бытового газа в одной из квартир на третьем этаже. Предстоит установить, имело ли место неосторожное обращение с газом (говорят о попытке самоубийства одного из жильцов, который решил отравить себя газом) или взрыв произошел из-за неисправности газовой сети. В рамках проверки задержаны сотрудники газовой службы и ЖЭКа, обслуживавшие взорвавшийся дом.

В Астрахань прибыл премьер-министр и кандидат в президенты Владимир Путин. В программе визита — встреча с жильцами злополучного дома, совещание по вопросам помощи пострадавшим и осмотр домов, куда предполагается расселить жильцов из полуразрушенной девятиэтажки. Глава правительства распорядился выделить на расселение 300 млн рублей.

Известно, что Владимиру Путину импонирует образ супергероя, который решительно вмешивается во все проблемы и лихо разруливает их в режиме ручного управления. В этом образе он нравится и части избирателей, для которых сильный лидер должен обладать и божественным всеведением и всеприсутствием. Критики же намекают, что Владимир Владимирович чрезмерно увлекается игрой в Бэтмена, особенно в предвыборный период.

Как следует расценивать астраханский вояж Путина: как нормальное поведение первого лица или как навязчивый пиар?

Илья Яшин, один из лидеров движения «Солидарность», заявляет, что «не видит здесь оснований для уничтожающей критики». В то же время он не отрицает, что эту поездку «можно рассматривать в рамках предвыборной кампании — в последнюю неделю все кандидаты стараются лишний раз появиться перед камерами».

Владимир Милов, глава партии «Демократический выбор», убежден: если в стране происходит масштабная катастрофа — внимание первых лиц государства необходимо. «Именно за отсутствие такого внимания Путина критиковали, и совершенно справедливо, в августе 2001 года. Тогда, во время трагедии подлодки «Курск», он не нашел возможности прервать свой отпуск в Сочи, — напоминает Милов. — Сейчас это отчасти носит характер пиара. Думаю, до выборов подобного рода вояжи будут продолжаться. Но неизвестно, чем для премьера это обернется. Вспомните, как летом 2010 года, во время пожаров, Путин приехал на Нижегородчину, и там жители одного из пострадавших сел с ним довольно жестко поговорили. Это был первый зафиксированный случай, когда Владимир Владимирович столкнулся с таким отношением. Если он будет появляться там, где имеют место серьезные проблемы, не исключено, что ему могут сказать что-то нелицеприятное или вообще освистать».

«Мое отношение к Владимиру Владимировичу известно, — говорит писатель Захар Прилепин, — но следует быть справедливыми. Если бы он не приехал, сказали бы, что ему стыдно людям в глаза смотреть, а раз уж приехал — стремится к дешевому пиару. Это тоже неправильная позиция».

«Вообще, — добавил он, — мы часто наделяем людей у власти каким-то мистическим смыслом. Мы думаем, что они с утра до вечера решают государственные проблемы, а если куда-то отбывают, значит, оставляют страну без руля и без ветрил. А я считаю, что если бы Владимир Владимирович только тем и занимался бы, что ездил то на обрушение крыши, то на прорыв теплотрассы, в этом было бы больше пользы, чем в его квазигосударствообразующей деятельности».

 

Материал подготовили: Владислав Полянский, Владимир Титов, Мария Пономарева