«Общероссийский народный фронт» может стать партией и заменить собой «Единую Россию»

Комментируют Павел Салин, Сергей Обухов

«ЕР» — «ПЖиВ» — ОНФ

«ЕР» — «ПЖиВ» — ОНФ
Ходят слухи о преобразовании ОНФ в политическую партию, которая вдобавок станет конкурентом «Единой России». Но если первое предположение весьма похоже на правду, то версия о соперничестве с «ЕР» выглядит абсолютно несостоятельной.
29 февраля 2012
Очевидно, что Кремль мечется из стороны в сторону в поисках выхода из патовой ситуации с правящей партией. Уже ясно, что «Единой России» не поможет никакой ребрендинг — ее имидж невозможно исправить никаким переформатированием и сменой лиц. Учитывая, что провластная партия обязательно нужна и нужна немедленно, то выбора, по сути, у руководителей страны нет — кроме «Общероссийского народного фронта», им опереться не на кого. Как это будет сделано, легко понять, если вспомнить последние 20 лет российской истории: «Наш дом — Россия» — «Отечество» — «Единство» — «Вся Россия» — «Единая Россия». Менялись только названия — цели, люди, тактика и стратегия правящей партии оставались неизменными.

«Известия» ссылаются на членов избирательного штаба Владимира Путина, прошедших в Госдуму благодаря ОНФ. «В последнее время ходят такие слухи. Это раньше скептики говорили, что «Фронт» — временный проект. А теперь он стал очень авторитетной силой, кто-то даже считает, что более авторитетной, чем «Единая Россия», — говорит первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков. — Но это произойдет не прямо сейчас. Все-таки Вячеслав Викторович Володин решает задачи последовательно. Пройдут выборы, и тогда он сможет взяться за эту тему».

Можно дать стопроцентную гарантию, что никаким конкурентом «ЕдРу» ОНФ в случае преобразования в партию не будет. По одной простой причине: новый главный ответственный за партстроительство в Кремле господин Володин и его команда не сильны в креативе, предпочитая пользоваться уже наработанным опытом. А он есть.

За последние 15 лет в России было несколько правящих партий: от черномырдинского НДР до «Единства». Кто сейчас помнит, как они сливались, преобразовывались или исчезали? Разве есть партийные функционеры, которым не хватало места в новых структурах? Обычно крупные чиновники плавно перетекали из одной организации в другую без особых проблем и разногласий с партийной программой. Тем более что здесь идеологических споров нет и быть не может, так как принцип участия в правящих партиях один — личная преданность главе государства. То есть, как говорил герой «Дня радио»: «Мы все за тебя. А я за тебее за тебя»… И все, и не нужны никакие другие лозунги.

Так что видным единороссам бояться нечего — никто их с политической арены не вытолкнет. А если это и произойдет, то не страшно — наш властный цирк большой, места преданным людям хватит.

Есть и еще один аспект: «Народный фронт» — организация без лица, она ни с кем не ассоциируется. Вот и получается, что создать оперативно новую партию у Кремля получится только в том случае, если позаимствовать членов и организаторов у «ЕР». Какая тут конкуренция?

Но у «ЕдРа» тоже проблемы с лицом. Ее действительно активные члены почти неизвестны широкой публике. По непонятным причинам на минувших выборах руководство «медведей» предпочло демонстрировать обществу и пиарить по ТВ только тех своих партийцев, которые были известны до этого, — причем в основном спортсменов, шоуменов и некоторых обладателей высоких кресел, таких как Грызлов. Но попроси даже у политизированного человека опознать по лицу, например, того же Андрея Воробьева, долгие годы возглавлявшего исполком «ЕР»…

Эта незаметность и неузнаваемость партийных активистов «Единой России» и позволит сделать то, что, видимо, задумано, — постепенно убрать из публичного пространства набившую оскомину партию с прочно прилепившимся прозвищем «Партия жуликов и воров» и заменить ее название на ОНФ, оставив прежним все остальное.

Павел Салин, политолог

Действительно, сейчас циркулируют слухи о том, что ОНФ может не просто стать второй партией власти, а заменить «Единую Россию» на этом месте. А сама «ЕР» прекратит свое существование. И такой вариант развития событий, несмотря на кажущиеся масштабность изменений и трудности реализации, абсолютно возможен.

Но замена будет происходить в большей степени в медийном поле и намного в меньшей степени в аппаратном плане. Если мы сейчас присмотримся к тем, кто обеспечивает деятельность и руководит «Единой Россией» и «Общероссийским народным фронтом» на местах, в регионах, то увидим одни и те же лица. При замене нынешней партии власти новой структурой бренд «ЕР» просто будет упразднен, на федеральном уровне произойдет зачистка ее состава, особенно тех лиц, которые примелькались в СМИ и прочно ассоциируются у населения с «Единой Россией». На региональном же уровне члены отделений партии власти просто вступят в ОНФ в полном составе.

Произойдет то, что в нашей стране уже происходило неоднократно в 90-е годы: те же люди просто образуют новую структуру и перейдут в нее.

Подчеркну: обновление федеральной верхушки единороссов будет серьезным. Речь не идет о смене поколений, о приходе в серьезную политику молодежи — произойдет просто замена представителей одних кланов другими.

Сейчас в ОНФ входят не только граждане, но и целые организации. Конечно, отдельным членом политической партии юрлицо — к примеру, какой-нибудь металлургический завод — быть не может. Так что в будущую структуру войдут работники предприятия при наличии у них подобного желания.

Сергей Обухов, депутат Государственной думы

То, что «Единая Россия» фактически выведена из президентской избирательной кампании Владимира Путина, красноречиво свидетельствует о закрытии партии как проекта. А раз так, нужно надувать новый шарик, мыльный пузырь.

Неизвестно, насколько хорошим проектом станет «Народный фронт». Вопрос заключается в том, будет ли новая структура политическим субъектом, самой по себе политической силой, а не неким проводным механизмом интересов власти. Хотя предполагаю, что особого отличия между старой и новой организациями нам ждать не стоит.

В новейшей истории России было уже несколько партий власти, последовательно сменявших друг друга. Начало созданию таких структур положил Бурбулис, затем был Гайдар, после него Черномырдин. Позднее были созданы партии «Отечество», «Единство» и, наконец, «Единая Россия».

«Общероссийский народный фронт» станет уже седьмой реинкарнацией партии власти, меняющей свои названия с 90-х годов, но остающейся той же по сути. Вспоминаются слова известной басни: а вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

Мой прогноз: ОНФ станет лишь очередной ширмой для административного аппарата, независимо от названия — будь то «Демократическая Россия», «Демократический выбор России», «Единая Россия» или «Общероссийский народный фронт».

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов