Победу Владимира Путина ограничили первым туром

Комментирует Станислав Белковский,

политолог

Выиграл с три короба

Выиграл с три короба
Данные ЦИК говорят о том, что Владимиру Путину отдали свои голоса более 60 процентов россиян. Но чистой победы не получилось, да и не могло быть — слишком неправдоподобным для охваченной протестами страны выглядит этот результат.
5 марта 2012
Итоги выборов, объявляемые Центризбиркомом, позволяют со стопроцентной уверенность сказать, что никакого второго тура не будет — Владимир Путин, по официальным данным, набрал больше 64 процентов голосов. Победу своего соперника по президентской гонке уже признали Владимир Жириновский и Сергей Миронов. Геннадий Зюганов заявил, что он и его партия не признают выборы, считают их «нелегитимными, нечестными, непрозрачными».

 

Сергея Удальцова, Елену Лукьянову, Илью Яшина и других членов оргкомитета и активистов митингов «За честные выборы» 6 марта в 9.00 вызывает на беседу некий полковник Сорокин из Главного управления МВД по городу Москве. С ними будут говорить «о недопустимости экстремистских действий».

Мало кто сомневался, что в конечном итоге победителем в президентской гонке окажется Путин. Но столь впечатляющего результата, пожалуй, все же не ожидал никто: ни сам будущий глава государства — судя по его слезам, ни его сторонник — судя по титаническим усилиям, затраченным на победу уже бывшего премьера, ни оппозиционно настроенные граждане — судя по упадническим настроениям, царящим сейчас в Рунете.

Но главная беда нынешних выборов даже не в их результатах, а в том, что их итоги никого ни с кем не примирили. В странах Западной Европы и США все идеологические битвы и предвыборные баталии заканчиваются после объявления победителя. В России же, похоже, все только начинается.

Начинаются давно прогнозируемые «похороны» Сергея Миронова как мощного оппозиционера — ну просто неприлично признавать победу своего конкурента через три часа после начала подсчета голосов. Начинается этап переоценки Владимира Вольфовича как думского трибуна, всегда поддерживающего действующую власть.

Но самое тяжелое начинается для КПРФ. Если компартия в лице своего лидера вновь признает поражение, ее перспективы печальны: среди сторонников коммунистов в этом случае опять останутся лишь «стойкие ленинцы», а не та довольная мощная часть россиян, которые при личном неприятии Зюганова отдают ему свой голос, надеясь на декларируемую им будущую социальную справедливость.

Как бы то ни было, все расставит по своим местам митинг на Пушкинской площади. Осталось совсем недолго.

Комментирует Станислав Белковский, политолог

Итоги выборов абсолютно предсказуемые. Победы Путина все ожидали, в том числе и я. Так что, на мой взгляд, ничего не произошло. Хотя 60 процентов — это, конечно, перебор, связанный с общей деградацией системы. Потому что самой системе было бы выгодно показать на 10 процентов меньше. Но машина не может остановиться.

Уже все участники выборов, кроме Зюганова, признали победу Путина. Но вскоре и Геннадий Андреевич признает. Мы видели лишь первую эмоциональную реакцию: просто он выпил не 100 граммов водки, как обычно он пьет по случаю «успешных выборов», а 250. В реальную оппозиционность лидера КПРФ не может не верить никто, даже самые наивные люди.

И то, что Путин приехал на Манежку как победитель, не дожидаясь объявления итогов, — это тоже часть заранее написанного сценария. Тут нет сенсации. Может быть, сенсация в том, что он прослезился, но, с другой стороны, возможно, это просто расплавленный ботокс.

Многих удивила скорость, с какой ЦИК ведет подсчет голосов. Но мертвому компресс не помогает. В стране, где нет честного подсчета, нет реальной демократии, рассуждать о каких-то технических процедурах и моментах просто неразумно. Нужно менять всю политическую систему, а не думать о процедурах. Это как в анекдоте про алкоголика, который выпивает литр водки, закусывает булочкой, падает в обморок и считает, что виновата во всем булочка. Так вот, не надо концентрироваться на булочке, нужно менять всю политическую систему.

Все решится 5 марта. Будут масштабные протесты и столкновения, будут задержания оппозиционных активистов, будут административные аресты. Что спровоцирует новую волну протестов, которая будет достаточно затяжной.

И поскольку у Путина нет силовых ресурсов для того, чтобы закручивать гайки, а также нет психологической готовности к реализации данного сценария, то он пойдет на уступки. То есть либерализация политической системы неизбежна.

Идти на Пушкинскую площадь не то слово как надо. Люди должны встать с реанимационных столов, а те, кого положили в гроб, обязаны скинуть крышку гроба и продлить жизнь свою хотя бы на день, чтобы завтра прийти на Пушкинскую.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов