Песков дал определения первому и второму срокам Путина

Комментирует Павел Салин,

ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России

«Реанимация» и «реабилитация» — терминология стареющих зрителей Первого канала

«Реанимация» и «реабилитация» — терминология стареющих зрителей Первого канала
Вслед за «реанимацией» и «реабилитацией» России путинский заменитель «Твиттера» Дмитрий Песков обещает ей «всестороннее развитие».
11 марта 2012
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков в эфире Первого канала выдал свою версию периодизации новейшей истории государства Российского. Оказывается, господин Путин на протяжении своего первого президентского срока (2000—2004 годы) занимался «реанимацией» страны, на протяжении второго срока (2004—2008 годы) — ее «реабилитацией», а в третий срок (2011—20...) — наконец-то приступит к ее, России, всестороннему развитию.

 

Господин Песков стал, пожалуй, самым медийным пресс-секретарем первого лица со времен ельцинского Ястржембского. Но с Ястржембским все понятно: поздний Ельцин большую часть своих полномочий проводил в глубоком коматозе, и пресс-секретарь, зачитывающий ежедневно президентские релизы, был главным действующем лицом на телеэкране. Но Песков — другое. Путин не Ельцин, у него с «физикой» все в порядке. И Песков не Ястржембский: он не читает сухие тексты — он вдумчиво высказывается за президента, иногда даже чуть-чуть философствует, острит, улыбается на телеканале «Дождь». Казалось бы, парадокс? Ничего подобного. Физическая мощь Путина никоим образом не отменяет его полемическую, разговорную беспомощность. Путин умеет общаться только с безмолвной средой, но такого нехитрого умения в новых условиях явно недостаточно. К Владимиру Владимировичу накапливается все больше вопросов. Для этого Песков, собственно, и нужен.

Периодизация более чем странная. Прежде всего, из нее совершенно выпадает эпизод медведевского президентства в 2008—2012 годах. Чем занимался ближайший партнер Путина Дмитрий Медведев на главном руководящем посту? Еще реабилитацией или уже развитием? Или просто терял время? И заодно — чем занимался непосредственный шеф господина Пескова на протяжении этих четырех лет?

Но главное — совершенно непонятно, чем в политическом, экономическом, социальном планах, в области риторики и стилистики отличались друг от друга оба первых путинских срока.

Саму атмосферу и ход предвыборной кампании 2004 года сохранили в памяти только лишь законченные политгурманы. Кто из простых смертных помнит, например, что все думские «зубры», многолетние лидеры парламентских фракций, не стали подрывать свой и без того хлипкий авторитет ролью статистов? Мало кто сейчас без соответствующего усилия воли вспомнит, что Жириновского на выборах подменял господин Малышкин, а Зюганова — аграрий Харитонов. И насколько была незаметна и бутафорна та предвыборная кампания, насколько же и незначительны были различия между Путиным-2000 и Путиным-2004.

Можно понять, в чем заключалась разница внутриполитических курсов при большевиках — реанимации по-большевистски и реабилитации по-большевистски. Реанимация — это когда Россию, изнуренную безвластием и войнами, нужно было собрать в один кулак: тут тебе и террор, и ЧК, и продразверстки, и тотальная мобилизация людских и материальных ресурсов. Ну а реабилитация — все, отбились от полчищ врагов, отстояли «народную власть», преодолели анархию. Надо теперь этому народу дать отдохнуть, надо чтобы ожила экономика, чтобы вновь в жилах народного хозяйства забилась кровь. Винтовки в сторону, на очереди НЭП. А там, когда народ более-менее перевел дух, отъелся на нэпманских пирожках, — вновь все за работу, так как на горизонте проступают фашизм, Япония и прочие недружественные силы. Пора к станкам, пора созидать индустриальную мощь, сделать за десять лет рывок, одолеть путь, который другие страны шли полтора века.

В случае Путина совершенно непонятно, в чем заключалась «реанимация» России — не чиновничьего аппарата, а именно России, с десятками ее смыслов и ипостасей. И не ясно, где и как реанимация перетекла в «реабилитацию», на каких примерах это было заметно, в чем конкретно выражалось.

Также не ясно, как путинская «реанимация», перепрыгнув через медведевское «безвременье», станет вдруг «всесторонним развитием».

Впрочем, как-либо расшифровывать слова Пескова, искать в них потаенный смысл вряд ли стоит — потому что господин Песков никакого особого смысла в эти слова не вкладывал. Просто нужно было что-то ответить на вопрос, который носится в русском воздухе: а что дальше? И чем это «дальше» будет отличаться от «вчера» и «позавчера»?

И пресс-секретарь премьера ответил на Первом канале и, к сожалению, прибегая к художественным сравнениям, наиболее близким старшему поколению — целевой аудитории данного канала («реанимация», «реабилитация»).

Историко-медицинские эпитеты Пескова молодежь, пресловутый «креативный класс», вряд ли убедят и обнадежат.

Комментирует Павел Салин, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России

В данном случае Пескову или любому другому представителю Владимир Путина лучше было бы пока промолчать. Хотя я прекрасно понимаю, почему такое заявление последовало.

Несмотря на то что глава правительства уверенно победил на выборах с результатом в 64 процента, во власти есть понимание, что действовать по принципу 2000-х годов, когда раз в четыре года проводился фактически референдум о доверии Путину, после чего руководство начинало действовать без оглядки на граждан, уже не удастся. Так называемые «рассерженные горожане», растущий средний класс будет только увеличиваться. А эти граждане относятся к президенту не как к вождю, а как к наемному менеджеру, которому необходимо иметь программу развития, как у любого директора любой корпорации.

Власть понимает, что граждане ждут от нее такой программы развития страны, что ей оказан кредит доверия в последний раз. И если его не оправдать, то Владимир Путин не досидит даже до 2018 года.

Сегодня у россиян есть запрос на нечто рациональное и масштабное. Возможно, это нечто будет предложено гражданам во время инаугурации нового президента или немного позже. А пока нужно чем-то занимать повестку дня. И высказывание Пескова — это, по сути, слова: подождите-подождите, сейчас мы программу представим.

Раньше россиянам хватало простого апеллирования руководства государства к своим прошлым заслугам. Так было в 2007 году, когда Путин в Лужниках перечислил, что успел сделать. И тогда слова президента добавили серьезный процент прироста электората «Единой России». Сейчас такого уже не произойдет. И подобные фразы Пескова будут встречаться в штыки.

Что же касается его высказываний о первых двух президентских сроках Путина, реанимации и реабилитации страны, то тогда, в начале 2000-х, Россия действительно стояла на пороге катастрофы, получили развитие центробежные тенденции, которые в свое время привели к развалу СССР. На повестке дня было отсоединение Кавказа, ряда волжских регионов, что автоматически привело бы и к отсоединению Сибири, Дальнего Востока. В те времена был нужен национальный лидер, антикризисный менеджер, которые действовал бы на грани чуда, и Путин с этой ролью справился.

Во время же его второго президентского срока власть, поддавшись на соблазн высоких цен на нефть, начала действовать по инерции. Ее основная функция тогда заключалась в перераспределении денег, полученных от продажи сырьевых ресурсов. Никакой стратегии не было.

Таким образом, на первом сроке Путин оправдал свой мандат, но втором действовал более инерционно. Другое дело, что на тот период у общества не было и запроса на какую-то стратегическую программу. Подавляющее большинство населения многое устраивало. Поэтому и поддержка у власти была очень высокая.

Песков в своих высказываниях не упоминает последние четыре года, когда Владимир Владимирович не возглавлял страну, но был вторым лицом в государстве, председателем правительства. Именно в эти годы сложилось критическое отношение россиян к власти. Сложился запрос на стратегическую программу. На Дмитрия Медведева возлагали надежды о реформировании России, которые он не оправдал. Возникло серьезное разочарование властью. И задача Путина — максимально дистанцироваться от прошедшей четырехлетки, убедить всех, что он здесь ни при чем. А разочарован народ не в нем, а лишь в Дмитрии Анатольевиче.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов