Оставим криминалистические детали странной и темной истории «одесской группы» криминалистам. Есть другой весьма занимательный аспект. Казалось бы, отношения Украины и России уже несколько лет, с момента прихода к власти Виктора Ющенко, балансируют на грани холодной войны. И даже реванш «антиоранжистов» во главе с Януковичем ничем не помог братским странам наладить диалог. Скорее наоборот: прижимистый и по-мужицки хитроватый украинский президент стал даже менее удобным переговорщиком, чем Виктор Ющенко и тем более Юлия Тимошенко.
И вот вдруг ни с того ни с сего Служба безопасности Украины (СБУ) оказывает российским властям услугу, которую невозможно переоценить. Это у образованных и начитанных «разгневанных горожан» предвыборный теракт вызовет в лучшем случае усмешку, а в худшем — возмущение, как очередная политтехнологическая фальсификация. Но для значительной массы пенсионеров и пенсионерок, домохозяек и доярок, ткачих и рабочих «уралвагонзаводов» душераздирающий сюжет Первого канала про покушение на «нацлидера» — момент истины, мобилизующее откровение. Сотни тысяч всплеснули руками в своих квартирках, увидев на экранах перемазанного зеленкой террориста, задумавшего грохнуть Владимира Владимировича.
Так что СБУ действительно сделало Путину подарок, независимо от того, собирались ли его реально взорвать чеченско-одесские злодеи. Ценность подарка удваивается, если учесть, что злодеев разоблачила все же иностранная спецслужба. Значит, тем более все по-честному — это, мол, не лубянская постановка, никак нет.
Спрашивается: зачем Украине повышать рейтинг правителя весьма могущественной соседней страны? Ответов может быть несколько.
Самый простой: СБУ и ФСБ — единокровные сестры, выросшие из одного советского суперведомства, Комитета госбезопасности. Российские и украинские чекисты не утратили миллионов нитей неформальных связей: они учились, начинали строить свои карьеры вместе, за плечами — общие курсантские и офицерские попойки, общие дела, которые велись в позднем Союзе. Ментальность одна, воспитание одно, привычки и ценности — одни.
Когда Ющенко, став президентом, сделал ближайшего соратника Тимошенко Александра Турчинова главой СБУ, они вдвоем (Ющенко и Турчинов) явились на генеральское собрание в украинскую «контору». Это надо было видеть. «Я, законно избранный президент страны, что, должен в своем кабинете пантомимой изъясняться? — кричал Ющенко на чекистов, намекая на то, что «беспека» прослушивает всех и вся без каких-либо законных оснований. Президент кричал, что старым кагэбэшным замашкам пришел конец, все будет теперь по-другому. Чекисты хмуро сидели, потупив взоры и втянув головы в плечи.
На деле реформа СБУ ни к чему не привела: Турчинов долго ходил по кабинетам, срывая портреты Дзержинского со стен, но СБУ как была осколком КГБ, так и осталась. Это было видно и на примере нацболов — эмигрантов, бежавших из России. Несмотря на политическую волю тогдашних украинских властей не сдавать политбеженцев, СБУ несколько раз пыталась выдать российских оппозиционеров своим московским коллегам.
В этой связи вполне естественным будет допустить, что коллеги из ФСБ и СБУ могут договориться о разного рода тонких операциях, в том числе и о создании на пустом месте истории «покушения на Путина».
Все это, конечно, не исключает того, что СБУ действовало по прямой указке президента Януковича. Оказав Путину весьма ценную предвыборную услугу, тот вполне может рассчитывать на уступки Москвы в ходе неизбежных в будущем «газовых» и иных споров.
Комментирует Алексей Кондауров, генерал-майор КГБ в отставке
С самого начала было понятно, что версия о предотвращенном покушении на Владимира Путина выглядит весьма странно. Два террориста где-то в Одессе готовят покушение на премьера России. Абсурд. Путин не рядовой бизнесмен, а лидер государства, у которого серьезная охрана. А они вдвоем решили провернуть это дело, да еще параллельно взорвать несколько экономических объектов на территории нашей страны.
Никто из ясно мыслящих людей не относился к такой версии серьезно. Не думаю, что эта информация принесла Путину дополнительное количество голосов избирателей на президентских выборах. В избирательном штабе премьера сидели не безумцы и такую PR-акцию вряд ли готовили.
Конечно, можно предположить, что российские спецслужбы вошли в контакт со своими украинскими коллегами и попросили их объявить такую цель у пойманного террориста.
Однако более правдоподобной, но ненамного более адекватной является другая версия — заявление о раскрытии «покушения на Путина» было инициативой самой Службы безопасности Украины. Таким образом украинские власти, возможно, хотели подыграть российскому премьеру, подняв его рейтинг.
Подтверждает данную точку зрения и то, что в это же время шли затяжные, вязкие переговоры о цене российского газа, поставляемого на Украину. И примерно через неделю переговоры действительно пошли активнее в благоприятном для Киева направлении.
В любом случае, даже если одна из указанных версий верна, все произошедшее выглядит крайне глупо.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов