Алексей Навальный — новые идеи и новые проблемы

Владислав ПОЛЯНСКИЙ,

«Особая буква»

Навальный подвергся GoS-атаке

Навальный подвергся GoS-атаке
Как только в декабре Алексей Навальный перестал быть героем Интернета и стремительно ворвался в офлайновую политику, он очень скоро узнал, как российская власть обращается с теми, кто «не понимает по-хорошему».
14 марта 2012
Генпрокуратура начала проверку выступления блогера на митинге оппозиции 5 декабря 2011 года на предмет экстремистских высказываний. Поводом послужил запрос депутата-единоросса Ильи Костунова, который считает, что в словах Навального содержались оскорбительные выражения в адрес (цитируем) «определенного круга лиц». Есть у следователей претензии и к проекту «РосПил».

 

В современной российской политике достаточно ярких персонажей — всяких фриков, экстремистов и откровенных бандитов. Но одна экологическая ниша долго оставалась вакантной — не было персонажей авантюрных политических детективов, бесстрашных правдорубов-разоблачителей. В начале 90-х эту нишу занимал тележурналист Александр Невзоров. Сегодня эту роль исполняет блогер Алексей Навальный. Роль правдоруба сопряжена с серьезными рисками, но гарантирует внимание тех, кто хочет бороться не с абстрактным злом, а с конкретными злоупотреблениями. У коллег-политиков Навальный вызывает смешанные чувства: все хотят его заполучить в союзники и одновременно ревнуют к его славе. Эдуард Лимонов, проспавший «русскую зимнюю весну», а еще раньше проспавший средней мощности партию, не может скрыть своей зависти: «Навальный впечатляет буржуазных дам в определенном бальзаковском возрасте. Высокий, сероглазый, широкоплечий. За него бы голосовали, наверное, не глядя, не зная ничего. А что я знаю о Навальном? Что это русский Ассанж такой, который начал публиковать мало кому понятные очень скучные документы по поводу там какой-то там...«Газнефти». Я не Навальный. Я намного опытнее и умнее».

Проект (или даже целая кампания) «РосПил», посвященный разоблачению нецелевого расходования бюджетных средств, попортил немало крови державникам. Потому что в рамках проекта предавались огласке реальные документы, с подписями, печатями и фантастическими цифрами расходов.

Кроме того, Навальный не ограничивался публикацией этих материалов, но и направлял их в компетентные органы. Обиженные державники обвиняли блогера в том, что он занимается «джинсой», пособничеством рейдерам и прочими неблаговидными делам. В октябре 2011 года была взломана электронная почта Алексея, однако сокрушительного компромата из нее извлечь не удалось.

Но как только в декабре Навальный перестал быть героем Интернета и стремительно ворвался в офлайновую политику, он очень скоро узнал, как российская власть обращается с теми, кто «не понимает по-хорошему».

В начале года в спецвыпуске газеты «АиФ — Урал» была опубликована фотожаба, на которой блогер был якобы запечатлен рядом с главным бармалеем патриотической мифологии — Борисом Березовским. Страшный компромат раздавали молодые люди в накидках «За Путина». Правда, фотожаба оказалась настолько легко распознаваемой (за основу взяли реальное фото Навального в компании Прохорова), что от газеты открестились и редакторы «АиФ», и «Общероссийский народный фронт».

Новая телепрограмма Ксении Собчак под названием «Госдеп», которая должна была познакомить гламурную молодежь с политикой, была закрыта сразу, как только приглашение выступить в ней получил Алексей Навальный.

Следующий скандал разразился вокруг кировского «Вятка-банка», где у Алексея Навального имеется счет. Там проводятся внеплановые проверки Центробанка, в ходе которых ревизоры изучают счета блогера.

Недавно Навальный анонсировал новый проект, который должен стать альтернативой официальной пропаганде. Он называется «Добрая машина пропаганды», которая противопоставляется «Злой машине пропаганды», включающей в себя «зомбоящик (прежде всего Первый канал) и небольшое количество печатных СМИ с большими тиражами на госдовольствии».

Блогосфера, оппозиционные интернет-издания и даже независимая офлайновая пресса — этого недостаточно, уверен Алексей. «Для целей эффективной политической борьбы с властью жуликов и воров нам нужно выстроить систему, которая сможет качественно доносить информацию до 50 млн человек», — предполагает блогер-правдоруб.

Таким образом, суть проекта ДПМ сводится к распространению неудобной властям информации всеми доступными средствами, включая индивидуального производства листовки и «самопальные» теле- и радиостудии.

«Я не самый умный, — пишет Навальный. — Просто время пришло. В смысле технологии. Члены ДМП могут коммуницировать между собой в энторнете, который есть в любых количествах в любом из 50 крупнейших городов. Стоимость трафика упала. Принтеры подешевели. Бумага, картриджи. Мобильная связь. Полиграфия. Диски. СМС. Технология стала массово доступна. Это надо использовать».

Сергей Удальцов, лидер «Левого фронта», отмечает, что идея Навального не нова. «Все наши структуры и организации этим самым и занимаются. Чем больше будет элементов самоорганизации, когда люди без какой-либо вертикали будут в этот процесс включаться, тем лучше. Любая самоорганизация может только приветствоваться», — подчеркивает собеседник «Особой буквы».

Заметим, что проекты Навального не выходят за рамки закона. Даже если кто-то из волонтеров ДМП повесит листовку в недозволенном месте, ущерб общественному порядку будет нулевой. А публикация подозрительных документов находится в русле последних антикоррупционных инициатив президента Дмитрия Медведева. Так почему же тогда Алексей Навальный подвергается такому давлению со стороны власти?

По мнению политолога Евгения Гонтмахера, действия власти неадекватны тому влиянию, которое Навальный оказывает на развитие ситуации. «Да, он популярный блогер, действительно. Да, он борется с коррупцией, что, мне кажется, важно и позитивно, это привлекает к нему внимание». Но Навальный вряд ли станет «политиком первого круга», — считает он.

В то же время собеседник «Особой буквы» отмечает, что Навальный еще не достиг своего «потолка»:

«Если он еще раз, допустим, попадет на 15 суток, это еще, естественно, увеличит его популярность. Если его еще начнут тягать в прокуратуру, на допросы, потом, не дай бог, доведут это дело до суда, допустим, то это будет вообще бенефис Навального, потому что ему нечего предъявить. На самом деле в отношении него все эти обвинения надуманные, а припугнуть его невозможно. Если бы они хотели, если бы за ним действительно что-то числилось… Например, в Кирове проводили проверку — если бы там нашли какие-то злоупотребления, связанные с его именем, наверное, давно бы это было предано гласности. Но это не предано гласности, потому что их нет. Навальный в этом плане, как мне представляется, человек чистый, и претензий здесь к нему нет».

 

Материал подготовили: Игорь Волков, Владимир Титов, Елена Николаева, Татьяна Рязанова, Александр Газов