Предшественник Миклушевского Сергей Дарькин относился к числу политических долгожителей. Он коренной приморец — родился, учился, работал и развивал свою бизнес-империю в этом крае. Кресло губернатора он занял в июне 2001 года, сменив ушедшего в отставку Евгения Наздратенко, и позже неоднократно переутверждался в этой должности — сперва Путиным, а потом врио Путина Медведевым.
Возглавляемое Дарькиным Приморье снискало сомнительную славу одного из самых криминальных и коррумпированных регионов России. По непроверенным данным, губернатор пользовался уважением местной братвы, среди которой был известен как Серега Шепелявый, о чем однажды упомянул депутат Госдумы Александр Хинштейн, выступая в программе Владимира Соловьева.
Являлся ли официальный глава региона одновременно и «черным губернатором» — доподлинно неизвестно. Зато известно, что брат губернатора возглавляет базу морского рыболовства в городе Находка, жена Лариса Белоброва управляет крупнейшим банком и является совладелицей рыбодобывающей компании ЗАО «Ролиз», а сам губернатор в 2010 году был признан самым богатым чиновником Дальневосточного федерального округа.
Последние годы правления Дарькина отмечены жестоким разгоном акций протеста в разгар «навязанного кризиса» (примечательно, что местные силовики не рвались избивать граждан, и поэтому пришлось срочно везти ОМОН из Москвы), войной «приморских партизан» и подтасовками предвыборного «праймериз» «Единой России».
А также — реализацией амбициозного проекта по застройке острова Русский, на котором предполагалось встретить гостей саммита АТЭС-2012.
Этот саммит, еще не начавшись, уже ознаменовался скандалом. Руководители нескольких государств Азиатско-Тихоокеанского региона отказались ехать на это мероприятие, сославшись на весьма неблаговидную репутацию хозяина саммита — губернатора Дарькина.
Неизвестно, что переполнило чашу терпения федеральных властей — международный скандал, просьба жителей Приморья избавить их наконец от любимого губернатора (об этом попросил в ходе последней прямой линии с Путиным предприниматель из Владивостока) или низкие результаты «Единой России» в регионе на парламентских выборах. По информации газеты «Известия», в день отставки губернатор находился в Москве и ехал в аэропорт, собираясь возвращаться в край. «В этот момент ему сообщили, что готовится указ. Он развернул машину в центр — поехал разбираться в Администрацию президента. А там ему все подтвердили и сказали писать заявление», — рассказал источник издания.
Официально Дарькин подал в отставку «по состоянию здоровья и по собственному желанию».
Временно исполняющим обязанности губернатора стал Владимир Миклушевский. В отличие от Дарькина, урожденного приморца, это типичный «варяг». Он родился в Свердловске, учился, а потом длительное время работал в Московском институте стали и сплавов, позже перешел на работу в Минобрнауки. И лишь 8 октября 2010 года премьер Путин назначил Миклушевского ректором Дальневосточного федерального университета, который тогда только формировался. Местные политики оценивали потенциал Миклушевского в качестве регионального руководителя невысоко:
«Миклушевский довольно мало проработал во Владивостоке, в Приморском крае, — говорил в интервью радиостанции «Эхо Москвы» депутат Законодательного собрания Приморского края, член фракции КПРФ Владимир Беспалов. — Да края он вообще-то и не знает. Миклушевский назначен сюда для того, чтобы развить ДФУ. Он пока еще мало что сделал. И по Кампусу, на острове Русский. Он еще не заполнен людьми, абсолютно. И оборудованием, и всем остальным. Кампус ДФУ, на Русском, еще не начал работать. И проблем объединения университетов, под флаг Дальневосточного федерального университета, процесс объединения пока еще не завершился. Идут кадровые смуты, возникают протестные студенческие волнения, в честь и по массовому увольнению, сокращению, по уровню стипендии. Дай Бог ему бы разобраться в этом большом хозяйстве. Он пока для Приморья чужак. Может быть, как внешнее управление, как знак недоверия всему аппарату, верхушки краевой администрации, пусть будет да, внешнее управление. Но для работы губернатором, на 5 лет, я думаю, он не знает ни высшего, ни среднего звена управленческого в крае, на местах. Он просто не справится, на мой взгляд».
Однако за время, прошедшее со дня отставки Дарькина и до момента, когда начались активные консультации по кандидатуре Миклушевского, отношение Беспалова и его соратников к московскому назначенцу вдруг изменилось:
«Члены фракции КПРФ встречались с ним, с нашей стороны было задано много вопросов, и на все получены ответы, — рассказал Беспалов корреспонденту «Особой буквы». — От разговора к разговору у меня к нему отношение меняется в положительную сторону. Начиная с воскресенья он выглядит все более и более убедительно».
Как видно, к 16 марту кандидат в губернаторы смог окончательно влюбить в себя приморских коммунистов. Интересно, чем он их взял?
Удивительно, что если раньше Беспалов ставил в упрек Миклушевскому то, что он в крае чужак, то теперь, напротив, с одобрением отметил тот факт, что у потенциального нового губернатора нет (пока?) связей с местными лоббистскими группировками. Единственное, что вызывает сомнение у лидера местного КПРФ и его товарищей, — то, что уже утвержденный глава края не торопится назвать «команду, которую поведет за собой».
Беспалову импонируют обещания Миклушевского объявить войну криминалу и коррупции — хотя странно было бы услышать от политика противоположное обещание. Краевой депутат перечислил меры, которые Миклушевскому следовало бы предпринять в первую очередь:
«Ему надо отправить в отставку всех вице-губернаторов и руководителей департаментов. После этого провести независимый аудит ОАО «Примавтодор». Непонятным образом часть фондов ушла в руки бывшему генеральному директору Виктору Корочину. Необходимо разобраться с «Примтеплоэнерго». За десять лет тариф вырос в четыре-пять раз, и в то же время на содержание этой компании ежегодно уходит до 6 млрд рублей в виде субсидий. Я неоднократно и безуспешно поднимал вопрос о расчетах этих субсидий. Мне говорили, что надо, например, погасить разницу между формальной и реальной стоимостью мазута. А между тем, насколько мне известно, в тариф на услуги «Примтеплоэнерго» заложено строительство ведомственной базы отдыха и содержание футбольной команды «Луч». Необходимо принять ряд важных законов, которые при Дарькине годами лежали под сукном».
По поводу единороссов он сказал, что хотя на заседании своей фракции они постановили голосовать за предложенного президентом кандидата, в рядах местного отделения партии не было единодушия. «Там есть свои подводные течения. Многие из них избраны по соизволению Дарькина», — отметил наш собеседник. Но дисциплина в «Единой России» оказалась, как всегда, на высоте — против выдвиженца главы государства высказаться никто из «медведей» не посмел.
Однако, что бы ни обещал Миклушевский депутатам, нет никакой гарантии, что он исполнит свои обещания. Уместно ли оказывать доверие «авансом» столь сомнительной персоне? Этот вопрос мы задали Алексею Корниенко, члену фракции КПРФ Государственной думы, избранному от Приморского края.
«В крае настроения очень сложные, — сказал он. — Если Миклушевский пойдет навстречу нашим требованиям, мы будем поддерживать его в дальнейшем. Ведь может быть, что ему еще не раз потребуется наша помощь, и если он не оправдает наших ожиданий, мы ему это напомним. Приморье, повторю, — регион сложный, настроения людей радикальные. В октябре предстоят выборы в Законодательное собрание Владивостока, а это очень протестный город. На выборах президента Путин набрал там меньше 50 процентов, а «Единая Россия» в декабре вообще оказалась на четвертом месте. Мы ведь требуем что-то не для блага партии, а для решения вопросов, с которыми к нам обращаются наши избиратели. Если Миклушевский не выполнит наших требований — мы призовем отказать тем кандидатам, которых поддержит он».
Алексей Корниенко особо отметил, что для успешных преобразований в крае необходимо снять руководителей местных управлений ФСБ и полиции, а также краевой прокуратуры: «Без радикальной чистки верхушки силовых ведомств любые телодвижения новой власти будут имитацией бурной деятельности». Правда, судьбу силовиков такого ранга решает федеральное руководство, подчеркнул депутат.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов