За последние полгода, и особенно за прошедшую кампанию по выборам президента, среди политически продвинутых граждан прочно укоренилось мнение, что Сергей Миронов абсолютно не отвечает за свои слова, меняя мнение, как модница сумки. Но заявление об отказе поддержать Медведева в качестве премьер-министра — явно не просто понедельничный треп на обязательной пресс-конференции в Интерфаксе.
Во-первых, своим выступлением Сергей Михайлович опередил Зюганова, от которого давно ждали подобного высказывания. Именно Геннадий Андреевич как глава партии, занявшей второе место на парламентских выборах, и должен был первым озвучить начало политических торгов с новым-старым руководством страны. Тем более что коммунистам, как никому более, выгоден политический кризис, который неминуемо наступит при даже одном отказе Думы утвердить Медведева премьером.
Этого Кремль не может допустить ни при каком раскладе, так же как власть не могла допустить второго тура президентских выборов. Чем объяснить страх перед нормальными политическими процессами — другой вопрос. Но факт остается фактом: Сергей Миронов дал понять, что не готов удовлетвориться парламентскими комитетами и просто нахождением в Госдуме. Он, в общем-то, этого и не скрывает, называя Оксану Дмитриеву и Галину Хованскую будущими членами правительства.
Очевидно, что КПРФ потребует большего. Вряд ли компартия удовлетворится одним-двумя делегатами в кабинет министров. Скорее всего, она также захочет увидеть своих представителей в нескольких губернаторских креслах, пока не принят закон о выборности глав регионов.
Но это только то, что лежит на поверхности. Возможно, что мотивы заявления Сергея Миронова несколько глубже. Недаром в кулуарах Думы поговаривают: что у Путина на уме, то у бывшего главы Совета Федерации на языке. Если добавить к словам лидера «Справедливой России» факт отказа Алексея Кудрина работать с Дмитрием Анатольевичем и слухи об аналогичном решении Игоря Сечина, то вполне можно предположить, что часть пропутинской элиты отнюдь не смирилась с намерением Владимира Владимировича отблагодарить своего местоблюстителя креслом главы правительства.
Ясно, что Путин Медведева ни за что не сдаст и обязательно предложит ему этот пост. Но совсем не железный и находящийся не в самых лучших психологических кондициях наш «хромой селезень» может от этого лестного предложения и отказаться. Особенно если пару месяцев послушает, почему и как он не годится для премьерского кресла и кто еще не хочет с ним работать.
Тут нервы могут сдать и у более крепкого, чем Медведев, человека. Вполне возможно, что именно этого и добиваются все те, кто демонстративно критикует Дмитрия Анатольевича не только за то, что он не сделал, будучи президентом, но и за то, что он не сделает, будучи премьером.
Комментирует Евгений Минченко, политолог, политтехнолог, директор Института политической экспертизы
Пока Сергею Миронову и его партии никаких постов в будущем правительстве не обещают. И, конечно, для него политически целесообразно было бы не голосовать за Дмитрия Медведева.
Для властей вопрос поддержки думской оппозицией кандидатуры нынешнего главы государства, претендующего на пост председателя правительства, не принципиальный. Голосов одной «Единой России» вполне хватит для его утверждения. Возможно, к ним присоединятся депутаты от ЛДПР, которая вполне может получить пару министерских портфелей.
В принципе, руководству страны можно было бы отдать один-два поста в правительстве и эсерам. Ведь основная прибавка голосов Путину во время президентских выборов, кроме голосовавших за «Единую Россию» в декабре прошлого года, — это избиратели ЛДПР и «Справедливой России». Те самые, которые обеспечили партиям высокий результат на парламентских выборах три месяца назад, а в начале марта решили сделать ставку не на Владимира Жириновского или Сергея Миронова, а на Владимира Путина. Вхождение в правительство членов обеих этих партий было бы справедливым.
Другое дело — планы самого Миронова и его однопартийцев. Если они хотят показать высокие результаты на региональных выборах, намерены добиться успеха там, то демонстрируемая оппозиционность — как раз то, что нужно. У кандидатов-эсеров также наибольшие шансы в конкуренции с соперниками из «Единой России» во многих регионах нашей страны в случае скорого проведения выборов губернаторов, возвращение которых сейчас как раз и обсуждается в Госдуме.
Такое решение, ставка на оппозиционность, было бы правильным для Сергея Миронова и «СР». Тем более в нынешней ситуации, когда единороссы при утверждении Дмитрия Медведева вполне могут обойтись и без оппозиции.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов