В Южной Осетии, где состоялся первый тур президентский выборов, обработано сто процентов бюллетеней

Комментирует Алексей Мартынов,

директор Международного института новейших государств

Электорат Джиоевой пошел во второй тур

Электорат Джиоевой пошел во второй тур
Жители кавказской республики вновь «прокатили» на выборах прокремлевского кандидата.
26 марта 2012
По данным ЦИК Южной Осетии, бывший глава КГБ ЮО Леонид Тибилов набрал 42,48 процента голосов, уполномоченный по правам человека Давид Санакоев — 24,58 процента. Именно этим двум политикам предстоит встретиться во втором туре президентских выборов. Посол в РФ Дмитрий Медоев получил 23,79 процента голосов. Лидеру компартии Станиславу Кочиеву пришлось довольствоваться 5,26 процента голосов избирателей. Явка составила 70,1 процента.

 

Москва своей неуклюжей политикой в зависимых от нее республиках постоянно рискует оттолкнуть, казалось бы, дружественные народы от России. Так, во время президентских выборов в Абхазии в 2004 году Кремль, поддержав без всяких на то разумных оснований одного из участников президентской гонки Рауля Хаджимбу, чуть не толкнул республику к гражданской войне. Позиция РФ во время предыдущей попытки проведения президентских выборов в Южной Осетии также вылилась в уличный конфликт со стрельбой в воздух и погромами в штабе Аллы Джиоевой.

Прокремлевским кандидатом на этих выборах считался Дмитрий Медоев, посол Южной Осетии в Москве, который даже не вышел во второй тур. Впрочем, в ходе предвыборной кампании ни Медоев, ни остальные кандидаты не бравировали поддержкой Кремля — во время предыдущей попытки, закончившейся победой оппозиционерки Аллы Джиоевой, стало ясно, что избиратель не приветствует любую официозность кандидатов. Тот же Тибилов завоевал лидерские позиции во многом благодаря тому, что порядка 70 процентов протестного электората Джиоевой перешло к нему.

Протестную настроенность югоосетинских избирателей легко понять: после короткой, но разрушительной войны 2008 года республика до сих пор лежит в руинах, российские субсидии регулярно разворовываются, высок уровень нищеты и безработицы.

Следует отметить, что в ходе избирательной гонки все участвовавшие в выборах кандидаты отдавали себе отчет, что самым популярным в Южной Осетии политиком является победившая на выборах в прошлом году и насильно выбитая из политики Джиоева. Все кандидаты в президенты гарантировали ей в случае победы место в своей рабочей команде.

Комментирует Алексей Мартынов, директор Международного института новейших государств

Существенная разница нынешних выборов и аналогичных, прошедших осенью прошлого года, — в качестве кандидатов, претендующих на пост главы Южной Осетии. Анатолий Бибилов — кремлевский «кандидат» на осенних выборах — был заведомо слабым. Его стартовый рейтинг составлял два процента.

И люди, осуществлявшие полгода назад внешнее вмешательство, на этот раз сделали нужные выводы и грубо уже не работали. При всем же уважении к Алле Джиоевой, голосовали за нее не благодаря ее каким-то личным качествам, а вопреки этому самому внешнему давлению, грубому «изнасилованию» южноосетинской избирательной системы. Жители ЮО не против России, русских, но против такого вмешательства.

Первый тур нынешних выборов президента Южной Осетии прошел штатно, без серьезных потрясений, которые мы видели несколько месяцев назад. Подсчет голосов велся очень корректно, в присутствии наблюдателей от всех кандидатов, в том числе и из России.

Леонид Тибилов — экс-глава КГБ Южной Осетии. Здесь всегда с уважением относились к людям в погонах. Давид Санакоев — правозащитник, уполномоченный по правам человека республики, проявивший себя в период военных действий. Давид показал себя и после войны в деле возвращения беженцев, в оказании им помощи. Он широко известен и в Европе.

Леонид Тибилов во втором туре может прибавить лишь несколько процентов. В отличие от него Давид Санакоев обладает более серьезным запасом. За него вполне могут проголосовать те, кто предпочел в первом туре экс-посла Южной Осетии в России Дмитрия Медоева. То есть у кандидатов примерно равные шансы. И в ближайшие две недели им предстоит серьезно поработать, чтобы привлечь на свою сторону избирателей.

Разница между ними в том, что Тибилов — человек в возрасте, а Санакоев молод. И южноосетинам предстоит выбрать между опытом первого и энергией второго. С точки же зрения интересов России оба кандидата занимают пророссийскую позицию, стоят на позициях сближения с нашей страной. В перспективе можно увидеть и объединении двух Осетий.

Я уже отметил, что эти выборы проходят в намного более спокойной атмосфере, чем осенние. Дмитрий Медоев назывался кандидатом Кремля, ему оказывалась поддержка и по линии администрации президента России, и по линии других ведомств. Были ориентированы на него и российские СМИ.

Но даже при всем этом ему не удалось попасть во второй тур. Как не удалось сделать это и предыдущему «кандидату» Москвы — Бибилову. Большая «заслуга» в очередном провале принадлежит все тем же кураторам из столицы России, которые на этот раз действовали более корректно, но с тем же провальным результатом. Надеюсь, что руководство нашей страны сделает выводы относительно этих чиновников, их профпригодности.

Важно здесь то, что на этот раз в связи с проигрышем Медоева не было никаких волнений, как в случае с Бибиловым. Экс-посол Южной Осетии в России, которому вчера не хватило всего одного процента голосов для выхода во второй тур, признал результаты и пожелал Тибилову и Санакоеву успехов.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Мария Пономарева