Рашид Нургалиев не сомневается, что «знает свое место в строю»

Комментирует Федор Соловьев,

экс-полковник МВД

Генерал очевидность

Генерал очевидность
Нынешний министр внутренних дел, несмотря на все ужасающие преступления своих подчиненных, скорее всего, сохранит свой пост и в новом правительстве.
3 апреля 2012
«Я офицер. Я свое место в строю всегда знаю. Надо — значит надо. Поверят, доверят — значит да, нет — вопросов нет», — заявил Рашид Нургалиев, отвечая на вопрос агентства «Интерфакс» о перспективах своего присутствия в новом кабинете министров.

 

Уже полтора года не утихает скандал вокруг трагического ДТП с участием супруги Рашида Нургалиева. Напомним, летом 2010 года на Калужском шоссе служебный автомобиль МВД с женой министра на борту протаранил машину ВАЗ-2104, в которой ехали двое рабочих. Оба пассажира «четверки» погибли. Уголовное дело было замято. Как удалось выяснить депутату Госдумы Александру Хинштейну, опубликовавшему свое расследование в газете «Московский комсомолец», в попытках скрыть случившееся «МВД пошло даже на откровенное беззаконие». Депутат на страницах «МК» пишет: «Все материалы доследственной проверки по прямому указанию министра Нургалиева были изъяты и спрятаны в сейфах главного управления собственной безопасности. Делалось это во имя одной-единственной цели: чтоб информация об участии в ДТП жены Нургалиева не попала к журналистам».

Собственно, кто бы сомневался в том, что «поверят и доверят». Причины выживаемости господина Нургалиева на министерском посту — загадка, мучающая аналитиков уже давно.

Казалось бы, что еще должно случиться в системе МВД, чтобы встал наконец вопрос о профпригодности самого министра? Были и бойня в супермаркете, учиненная майором Евсюковым, и изнасилования задержанных граждан, и бесконечные коррупционные скандалы. Был и ответ — поголовная переаттестация сотрудников, переименование милиции в полицию, призванные подвести символическую черту под мрачным прошлым. А потом опять: изнасилования задержанных, убийства, коррупционные скандалы.

Следует признать, что беспредел в органах внутренних дел начался не с Нургалиева. Сотрудники МВД били, насиловали и убивали на протяжении двадцати лет. Единичные случаи жестокости со стороны милиции случались и ранее, в советские времена, но после исчезновения партийно-идеологического контроля над МВД жесткость постепенно стала нормой, повседневностью.

Как бы то ни было, именно при Нургалиеве многочисленные случаи милицейской преступности стали достоянием СМИ в полном объеме. Прогремело дело «оборотней в погонах», произошла зачистка ОМОНом мирного населения в Благовещенске, отстрелялся Евсюков — а Нургалиев все руководил.

Один за другим летели со своих постов начальники московского и питерского ГУВД, покинуло кабинеты руководство Следственного комитета МВД — кто-то отправился в отставку, кто-то в бега, а кто-то в тюрьму. Сейчас на грани увольнения балансирует начальник столичного Главного следственного управления генерал Глухов.

А Нургалиев незыблем в своем кресле. Продолжает высказывать разные несуразности, уже соперничая по части абсурдных мыслей с Геннадием Онищенко. И не демонстрирует ни малейшей рефлексии.

За годы, проведенные Нургалиевым во главе МВД, — а он занимает свой пост чуть ли не дольше, чем все его постсоветские предшественники вместе взятые, — можно было бы решить все без исключения проблемы ведомства. Очевидно, что не решена ни одна. Но Рашид Гумарович в своем месте в строю, похоже, не сомневается.

Комментирует Федор Соловьев, экс-полковник МВД

Рашид Нургалиев возглавляет Министерство внутренних дел почти десять лет. Пришел будущий глава МВД из ФСБ, но в этом нет ничего экстраординарного. К примеру, Александр Реймер, являющийся сегодня директором Федеральной службы исполнения наказаний, — бывший милиционер, начальник ГУВД Самарской области.

Беспорядок в Министерстве внутренних дел — а следовательно, и критика Нургалиева — начались около четырех-пяти лет назад. Именно тогда из рядов МВД ушли последние профессионалы, начинавшие работать еще в советские времена, и служба пошла по-иному.

На фоне постоянного роста требований руководства по раскрываемости, «палочной» практики и снижения компетенции сотрудников на местах, их мотивации МВД начали сотрясать скандалы, продолжающиеся до сих пор.

Но сегодня уход Рашида Нургалиева со своего поста кажется вполне реальным. Об этом как об очень вероятном событии говорят многие. На должность главы МВД прочили и Суходольского, и того же директора ФСИН Реймера. И совсем не случайно накануне выборов президента страны, после инаугурации которого будет сформировано новое правительство, шефа питерских полицейских убрали.

А сразу после дня голосования, 5 марта, пошла волна скандальных материалов о главе Федеральной службы исполнения наказаний. Как о нем лично, так и о его подчиненных. Накрыли скандалы и министра МВД.

Сегодня наиболее вероятным наследником Нургалиева называют Владимира Колокольцева, начальника столичного ГУВД. О нем нет никакой отрицательной информации. С митингами все прошло спокойно и корректно.

Остальные обсуждаемые кандидатуры откровенно слабы. Так что если Рашид Гумарович не сможет выйти из нынешнего кризиса, высока вероятность того, что его сменит Колокольцев.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Мария Пономарева