Обещанный Медведевым закон о Конституционном собрании потерялся где-то в коридорах Кремля

Собрание сочинений Д.А.Медведева

Собрание сочинений Д.А.Медведева
Сразу после президентских выборов Дмитрий Медведев поручил своей администрации до 20 марта проработать вопрос о подготовке проекта закона о созыве Конституционного собрания. Однако на дворе уже апрель, но ничего так и не сделано.
4 апреля 2012
Напомним, что такое поручение появилось вскоре после встречи действующего президента с представителями незарегистрированных политических партий, на которой обсуждалась реформа политической системы. Конституция РФ предполагает наличие закона о Конституционном собрании, но за 20 лет он не был принят.

 

Конституционное собрание необходимо только в одном в случае — при пересмотре положения глав 1, 2 и 9 Основного Закона страны, касающихся конституционного строя, прав и свобод человека, а также возможности внесения поправок в Конституцию. При необходимости подобного рода изменений и должно созываться Конституционное собрание. Оно, в свою очередь, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой.

Отсутствие информации о ходе работы над поручением Дмитрия Медведева заставляет усомниться в скором принятии этого документа. Так, ряд парламентариев уже дали в прессе весьма скептичные комментарии по поводу деятельности рабочей группы, созванной для решения вопроса о необходимости подготовки законопроекта о Конституционном собрании.

«Рабочей группе толком ни разу не удалось собраться. Если какая-то работа ведется, то, может, совсем в недрах Администрации президента», — рассказал в интервью «Известиям» участник рабочей группы под руководством Вячеслава Володина, депутат Госдумы от «Справедливой России» Михаил Емельянов.

Он предполагает, что обсуждение документа отложено до инаугурации Владимира Путина. Кроме того, на скорость работы над ним повлиял и спад протестной активности:

«Накал страстей, которыми была продиктована эта инициатива, утих, это очевидно. А ведь все предложения по проведению политической реформы диктовались тем недовольством, которое проявляли жители Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов после декабрьских выборов».

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин, в свою очередь, не видит прямой связи между акциями протеста и президентским поручением проработать вопрос о Конституционном собрании. Хотя он не исключает, что какая-то задумка о продолжении имитации политической реформы, направленной на нейтрализацию протестных акций, все-таки была.

«Думаю, что эта инициатива Медведева связана не столько с акциями протеста, сколько с реабилитацией самого Медведева в информационном поле. На протяжении трех месяцев, в январе-феврале, в медиаполе он практически отсутствовал — по обоюдному соглашению доминировал там премьер Владимир Путин, которому надо было максимально накачивать рейтинг для победы в первом туре. После того как победа стала очевидной, на первый план в информационном поле снова вышел пока еще действующий глава государства», ― рассуждает политолог.

Собеседник «Особой буквы» обращает внимание на значительное снижение сейчас упоминаний в прессе о Путине. Объясняется это, по его мнению, просто: «Дмитрию Анатольевичу необходимо быстро реабилитироваться и набрать очки, чтобы чувствовать себя уверенно в премьерском кресле, поэтому у него много различного рода инициатив. Так что сегодня вся пропагандистская машина работает на него. Думаю, идея с Конституционным собранием из разряда продуктов пиарщиков главы государства, чтобы просто о нем больше говорили».

Даже если этот закон и будет принят, то, как считает Салин, изменений в Конституцию вносить все равно никто не собирается. Об этой инициативе постепенно забудут, потому что потребности в конституционной реформе у власти нет.

«Власти прекрасно жили почти 20 лет без этого закона, что не мешало им менять политическую систему. Напомню, когда Путин пришел на премьерский пост, полномочия президента и главы правительства были кардинально перераспределены. Сейчас он возвращается в Кремль, и, возможно, произойдет обратный процесс. Кроме того, в рамках действующей Конституции отменили выборность губернаторов, что не потребовало созыва Конституционного собрания», — подчеркивает Павел Салин.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов