Справедливороссам отказали в отставке министра внутренних дел

Спасти нерядового Нургалиева

Спасти нерядового Нургалиева
Совет Думы отказал эсерам во включении в повестку пятничного заседания проекта постановления об отставке главы МВД Рашида Нургалиева.
12 апреля 2012
Еще одним поводом послужила трагедия в Татарстане, которая в очередной раз подтвердила, что реформа системы МВД ограничилась простой сменой вывески, но не избавила полицию от пороков. Правозащитники задаются вопросом: если за восемь лет Нургалиев не смог навести порядок среди подчиненных, то стоит ли ему доверять?

«Справедливая Россия» пыталась внести на рассмотрение Думы проект заявления об отставке главы МВД Рашида Нургалиева. ЛДПР сообщила о своей готовности поддержать это предложение. Но «Единая Россия» и КПРФ все-таки решили дождаться отчета министра перед Госдумой, который состоится в пятницу. Поэтому инициатива эсеров была отвергнута.

Нургалиев же сохраняет спокойствие и неделю назад подтвердил, что готов работать на своем посту и дальше. «Я офицер. Я свое место в строю всегда знаю и никогда с этими вопросами не играл — ни в политику, ни в какие-то другие вещи. Надо — значит надо. Поверят, доверят — значит да, нет — вопросов нет», — сказал он.

Отметим, что очередным поводом для подобных негативных настроений в обществе среди депутатов и правозащитников послужили новые резонансные дела против полицейских. Все началось с того, что 10 марта после допроса в отделе полиции «Дальний» скончался 52-летний Сергей Назаров, задержанный ранее по подозрению в краже. Он успел рассказать родным, что в полиции его пытали.

После в отношении пятерых сотрудников отдела полиции было возбуждено уголовное дело по подозрению в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью задержанного, повлекшем смерть, и превышении полномочий с применением насилия. Вскоре были возбуждены еще два уголовных дела по факту насилия над людьми в этом же отделе полиции. В избиении задержанных с целью получить признательные показания подозревается бывший замначальника уголовного розыска отдела полиции Алмаз Василов.

Далее как из рога изобилия посыпались сообщения об издевательствах полицейских над задержанными. В прошлые выходные информация поступила из Калининградской области: по версии следствия, 6 апреля не менее трех сотрудников отдела полиции по Черняховскому району области вывезли 26-летнего местного жителя в отдаленный район города. Там они надели на него наручники и избили, требуя признаться в угоне автомобиля.

На днях пришла информация из Удмуртии: суд вынес приговор в отношении двух бывших полицейских, один из них приговорен к пяти годам колонии, второй — к четырем. Установлено, что весной 2011 года в отдел полиции Ижевска был доставлен мужчина. Сотрудники полиции требовали от него признания в краже материалов из строящегося коттеджа. По данным следствия, один из полицейских «вводил трубу в анальное отверстие потерпевшего». Другие полицейские, ставшие свидетелями преступления своего коллеги, не остановили его, а начали снимать все на мобильный телефон.

Однако и до этого у рядовых граждан и правозащитников было много претензий к работе стражей правопорядка, в том числе и к их руководителю Рашиду Нургалиеву. Напомним, что серьезный всплеск недовольства возник после того, как начальник ОВД «Царицыно» Денис Евсюков 27 апреля 2009 года устроил стрельбу в супермаркете «Остров» на юге столицы. В результате этого два человека погибли, еще семь получили ранения. Однако тогда Нургалиев сохранил свой пост.

Видимо, оставлять все по-прежнему власти не решились, и была проведена масштабная реформа МВД, в результате которой привычная российская милиция была переименована на западный манер — в полицию. Также прошла переаттестация всего кадрового состава.

Между тем, как подчеркивают многие эксперты, реформа ограничилась только сменой вывески, но не изменила сущности правоохранительной системы. И события последних дней только подтверждают это.

Политолог и писатель Григорий Каковкин считает, что Нургалиев даже стал в определенной степени сильнее Владимира Путина, который мог бы настаивать на его отставке. Так что снятие чиновника такого уровня стало опасно для самого Владимира Владимировича.

«Вовремя не снятый чиновник опасен. Теперь из-за ухода министра может сложиться непредсказуемая ситуация в очень болезненной сфере», — отмечает он.

«Конечно, власть за Нургалиева держится, потому что боится. Боится раскола в Министерстве внутренних дел, ведь в результате этого кто-то потеряет жирные места, кто-то с кем-то будет сводить счеты. Это вопрос непростой, и он порожден тем, что Путин не менял людей во власти. Человек, который столько сидит на этой должности, обрастает огромными возможностями, неформальными связями, и становится непонятно, что с ним делать», — полагает Каковкин. Поэтому власть и дальше будет закрывать глаза на провал реформы МВД.

В связи с этим, продолжает эксперт, если даже давление на главного полицейского и будет, хотя оно и маловероятно, то окажется неэффективным — «Единая Россия» в любом случае отставку не поддержит. Однако это сыграет против партии, поскольку в очередной раз уронит ее авторитет в глазах общественности.

Политолог предполагает, что вопрос об отставке Рашида Нургалиева может даже укрепить его позиции, поскольку Путин не любит давления и не позволяет вмешиваться в свои решения.

При этом Каковкин подчеркивает, что вариант ухода министра внутренних дел — это вопрос личной договоренности:

«Власть, может быть, уже готова пожертвовать им. Но нужны какие-то обязательства, что он не будет вмешиваться, подготовит своего преемника. Но Нургалиев говорит, что готов работать. Ведь те, кто забрался на вершину пирамиды, боятся спуститься даже на одну ступень».

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов