Действительно, желание президента и премьера возглавить праздничные колонны профсоюзников, несмотря на сложности в обеспечении безопасности и полную беспрецедентность такого шага в мировой практике (обычно первые лица страны принимают парады или выступают на площадях, а уж никак не маршируют), может объясняться только попыткой Кремля сделать Медведева партийным лидером.
Перед думскими выборами была сделана попытка аффилировать Дмитрия Анатольевича с «Единой Россией», но ее можно признать неудачной. Пока еще действующий президент с правящей партией никак не ассоциируется, а вот Владимир Путин от нее уже благополучно дистанцировался.
Вообще, надо отдать должное нашему «нацлидеру» — даже такая эфемерная организация, как «Общероссийский народный фронт», умудрилась завоевать себе место на политической сцене благодаря патронажу Путина. В то время как единороссы с Медведевым во главе по итогам думских выборов не только утратили конституционное большинство в нижней палате парламента, но и стали партией-парией, принадлежность к которой приходится скрывать, как это делалось в Москве во время муниципальных выборов (все члены «ЕдРа» были зарегистрированы как самовыдвиженцы). Это наглядно показывает, что внутри «Единой России» есть те, кто понимает: без перемен партии грозит уже даже не ребрендинг, а смерть жуткая, лютая.
Понять-то поняли, а вот решение приняли в духе кадровой политики последних лет, когда человек, попавший в обойму, — что бы он ни провалил и где бы ни напортачил — никуда не уходит, а просто меняет место на вершине власти. Поэтому, по сообщениям СМИ, на майском съезде «Единой России» будут приняты поправки в устав. В соответствии с ними будет ликвидирован Высший совет партии, возглавляемый Борисом Грызловым, а главным парторганом станет структура при председателе партии, которым и станет Дмитрий Медведев.
На то, что он поднимет упавший рейтинг «ЕР», судя по всему, не уповают, поэтому есть и еще одно предложение — сделать опорой власти ОНФ, а единороссам дать место внутри Фронта.
Как пишет «РБК daily», на едроссовском съезде предполагается объявить, что Путин возглавит ОНФ, а сам ОНФ должен будет «продолжать обволакивать партию». Как это оформят юридически, пока не сообщается.
Но в случае если сценарий воплотится в жизнь, у Путина и Фронта будет возможность влиять на любые кадровые решения нового лидера «ЕдРа». Как отметил «РБК daily» директор Бюро стратегических коммуникаций Дмитрий Поликанов, такие надстройки и конфигурации в виде «матрешек» в стиле новой администрации. Подобная «схема показала свою эффективность на думских выборах», считает политолог.
Хотя с этим утверждением можно поспорить. Если внимательно послушать Владимира Путина и проследить при этом за его выражением лица, становится ясно, что ему невыразимо скучно принимать участие в партийных мероприятиях. Конечно, он это делал и будет делать, но почему бы не отдать «ЕР» в руки человеку, которому он на четыре года доверил даже ядерный чемоданчик? Создание ОНФ и поддержка «медведей» были необходимы кандидату в президенты, а лидер государства вполне может быть надпартийным.
Так что есть большая вероятность, что вскоре у российских остряков появится чудесный повод поупражняться в чувстве юмора: Медведев — лидер «медведей».
Комментирует Павел Салин, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России
По всей видимости, как самостоятельная электоральная единица «Единая Россия» властью уже не рассматривается. Но у партии есть очень и очень ценный актив — ее колоссальный депутатский корпус. Причем как в Государственной думе, так и в выборных органах более низкого порядка. И лишиться этого актива власть не может. Поэтому руководство страны периодически посылает единороссам сигналы: мол, о вас помнят — вот пройдет инаугурация, и продолжим все вместе полноценно работать. Делается это в том числе и для того, чтобы чиновники, депутаты понимали: уход Владимира Путина, на которого они всегда равнялись, не означает отказа от «Единой России».
Назначение Медведева лидером партии вполне возможно. Он считается либеральным политиком, однако ждать либерализации «Единой России» в связи с приходом нового руководителя не стоит. Вопрос, следует ли Дмитрию Анатольевичу подстраиваться под партию или партии под него, стоял еще осенью, когда президент возглавил ее списки на выборах в Госдуму. Тогда был предпочтен первый вариант, и риторика главы государства стала более жесткой. Не было либерализации полгода назад — не будет ее и теперь.
Сейчас эксперты размышляют над тем, какое место уготовлено властью «Общероссийскому народному фронту», о котором не так давно вновь вспомнил Путин. Заменит ли он «Единую Россию» или станет второй партией власти? Полагаю, руководство страны пока решения по поводу дальнейшей судьбы ОНФ не приняло.
Кремль хочет посмотреть на то, как пройдут осенние выборы в регионах, в которых примут участие новые партии, зарегистрировавшиеся после изменения законодательных требований, предъявляемых к создаваемым политическим структурам. Оправдаются ли расчеты на дробление протестного электората или нет. В любом случае, какое-то время будет сосуществовать нынешняя двухэтажная конструкция: ОНФ, не являющийся партией, и «Единая Россия». А на выборы единороссы будут идти под брендом Фронта.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов