«Оттепели» и «заморозки» в отношениях Минска и Брюсселя сменяют друг друга с завидной регулярностью

«Последний диктатор» понижен до «авторитарного лидера»

«Последний диктатор» понижен до «авторитарного лидера»
В прохладных отношениях официального Минска и Западной Европы наблюдается очередная «оттепель». В Белоруссию возвращаются послы западноевропейских стран, отозванные в феврале.
25 апреля 2012
Напомним, страны Евросоюза отозвали своих послов из Республики Беларуси после того, как белорусские власти отозвали своего полномочного представителя при ЕС и посла в Польше. Этот шаг правительства Александр Лукашенко стал ответом на ужесточение санкций со стороны Евросоюза.

В среду в Минск вернулся первый дипломат — посол Швеции Стефан Эриксон. В настоящее время, пишет Газета.Ru, посол Польши Лешек Шерепка уже пересек белорусскую границу и также возвращается на свое рабочее место. В среду в Минск должен вернуться и посол Литвы Эдминас Багдонас. В пятницу в Республику Беларусь приедут посол Чехии Иржи Карас и посол Эстонии Яак Ленсмент.

Кроме того, совет министров иностранных дел стран Евросоюза одобрительно отозвался об освобождении оппозиционных белорусских политиков Андрея Санникова и Дмитрия Бондаренко. Однако европейцы дали понять, что будут требовать освобождения всех арестованных оппонентов Лукашенко.

«Оттепели» и «заморозки» во взаимоотношениях Белоруссии и западных соседей сменяют друг друга с завидной регулярностью. Наладятся ли когда-либо между ними нормальные отношения или политическое общение Минска и Брюсселя еще неопределенно долго будет строиться на принципах шантажа, враждебных выпадов и тактических уступок?

С этим вопросом «Особая буква» обратилась к Владимиру Корнилову — украинскому политологу, историку и публицисту, директору украинского филиала Института стран СНГ.

«Особо ничего не меняется на протяжении многих лет, — констатирует Корнилов. — Евросоюз понимает, что заблокировать Белоруссия навсегда глухой стеной не получится. Европе нужно работать на этой территории, чтобы хотя бы какой-то плацдарм на будущее готовить. Лукашенко тоже понимает, что железный занавес ему не построить. Поэтому Запад будет называть Александра Григорьевича диктатором, но при проявлении показного либерализма, показного допуска элементов свободы слова и демократии, как это понимают в Брюсселе, давление будет ослабевать».

Однако, как считает наш собеседник, Лукашенко разыгрывает «показное сближение с Западом» исключительно с одной целью — добиться неких преференций во взаимоотношениях с Россией. Каждый раз, как только «Батька» демонстративно поворачивался вслед за солнцем, Москва смягчала экономические требования.

В своем торге с Москвой, как отмечает Корнилов, Лукашенко использует не только «западную карту»: «Вспомните, как он отказался подписывать договор об ОДКБ, когда шли разговоры об очередных скидках», — напоминает политолог.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов