Как в Карелии назначали нового губернатора — рассказ очевидца

Федор КАЛАЕВ,

«Особая буква»

Перемена мест слагаемых полномочий

Перемена мест слагаемых полномочий
В Карелии выбрали нового губернатора. То есть утвердили. Вернее, назначили. Точнее, согласовали. Проще говоря, он возник. Рассказ очевидца всей этой эпопеи.
29 мая 2012
С той минуты, как карельские парламентарии впервые увидели нового президентского назначенца на должность главы Карелии, и до момента, когда они утвердили его в этом статусе, прошло двое суток. Едва ли не половина депутатского корпуса была решительно против такого унижения, после чего проголосовали «за». Никого в республике это не удивило.

Я до сих пор путаюсь, каким же все-таки образом на региональном троне оказывается тот или иной персонаж. Специально депутату знакомому звонил, чтобы он мне напомнил.

Расскажу для таких же, как я, неучей. Партия власти предлагает президенту не менее трех кандидатур на должность республиканского вождя. Президент не более 10 дней думает, после чего выбирает одного и отправляет его в тамошний парламент для утверждения. Депутаты решают, утвердить присланного товарища или не утвердить. Пока всех утверждали.

Карельского Андрея Нелидова освободили от занимаемой должности. С формулировкой «окончание политического цикла» — так полпред Винниченко отмочил местным журналистам. Несколько физиологично, зато тактично и дипломатично. Особых провинностей за нашем «губером» не числилось, я имею в виду юридическую сторону вопроса. Не воровал, на взимании «откатов» не ловили, федеральных амбиций не имел, марши в поддержку Путина проводил регулярно, в связях, порочащих его, замечен не был. Более того, даже сделал что-то полезное: природный газ в республику провел, здравоохранение модернизировал солидно, избежал даже тени скандала в связи с выборами Думы и президента — ни одной жалобы. Для двух неполных лет работы весьма неплохо.

Но вот с точки зрения Кремля вся его деятельность была сплошным подрывом авторитета власти — или как там это называется у власти существующей. Во-первых, результаты выборов: не учел, что честно — это всего 30 процентов за «ЕдРо». Во-вторых, развал самой партии власти в регионе: местные единороссы распались на кланы и периодически устраивают публичные скандалы с раздиранием тельняшек на груди и размазыванием соплей по физиономиям. В-третьих, не добился популярности у населения.

Одним словом, убрали «зацикленного» Нелидова. То есть подписали ему прошение о досрочном сложении полномочий. Официально это произошло во вторник 22 мая. Между тем еще в пятницу в уединенном дачном поселке одна далекая от политики дама, попивая чай после бани, с финно-угорской невозмутимостью вскользь обронила: «Нелидова, кстати, сняли…»

Кого только не прочили нам в губернаторы! Для начала перебрали всех крупных федеральных чиновников, коих взрастила Карелия: Артура Парфенчикова из Федеральной службы судебных приставов, Рашида Нургалиева из МВД, Виктора Маслякова из Рослесхоза. Потом взялись за своих местных, но их фамилии широкой общественности ничего не скажут — они даже нам ничего не говорят. И тут вдруг — Александр Худилайнен.

Трудно сказать, почему выбор президента пал именно на него. Как сообщает интернет-еженедельник Губернiя Daily, совсем недавно Худилайнену прочили кресло губернатора Ленинградской области, называя его наиболее вероятным кандидатом. По слухам, он чуть ли не посты в правительстве уже распределил, но Дмитрий Медведев неожиданно остановил свой выбор на вице-губернаторе Александре Дрозденко. Видимо, обиженному Александру Петровичу нужно было что-то предложить. Фамилия финская? В Карелию его.

Наверное, обидно вместо огромной Ленобласти с населением свыше 1,7 млн получить маленькую Карелию, в которой живут менее 700 тыс. человек, а все крупные производства принадлежат москвичам, питерцам и другим инопланетянам. Но к приезду президентской кандидатуры в Петрозаводск его вдобавок ждал еще один неприятный момент. Говоря коротко, гостя запросто могли и не утвердить.

О личных и деловых качествах Александра Худилайнена нам не известно пока ничего. Но в республику он приехал с тремя серьезными минусами. Во-первых, он «варяг», с Карелией практически никак не связанный. Во-вторых, народ чрезвычайно насупился ввиду того, насколько быстро произошла смена мест слагаемых. Один сложил полномочия, второй сложил полномочия (до губернаторства Худилайнен был спикером Заксобрания Ленобласти). Сразу Худилайнена назначают и.о. главы республики, тут же начинается заседание Высшего политсовета «Единой России», по спешному окончанию которого президенту предлагают три кандидатуры, немедленно летит депеша с выбранной фамилией, секундой позже кандидат уже провел консультации со всеми фракциями карельского парламента… И вот, не прошло и двух дней (!), как совершенно незнакомый нам человек стоит на трибуне и рассказывает, как мы будем жить дальше. А в партере уже сидят судьи Верховного суда Карелии, чтобы принять у него присягу, поскольку инаугурация назначена сразу после утверждения! Как в анекдоте: а поцеловать?..

Но наибольшее депутатское пыхтение вызвал момент, по поводу которого уже хмурится вся страна: фактическое назначение губернатора состоялось за неделю до вступления в силу закона о прямых выборах глав регионов. Назначенный теперь будет сидеть положенные пять лет, обеспечивая незыблемость вертикали власти.

Свое отношение к этой до смешного циничной кампании по насаждению глав «от Путина» высказывали многие. Политические романтики из Перми, попавшие в такой же переплет с Басаргиным, целое заявление распространили от имени коалиции «За прямые выборы»:

«…Мы считаем — жителям Пермского края нанесено циничное оскорбление. Замена главы региона по старой процедуре за несколько дней до принятия федерального закона о выборах губернаторов — это политическое хамство и вопиющее неуважение к гражданам и органам власти трехмиллионного региона, который выстрадал эти выборы и уже активно готовится к ним. Этим решением федеральная власть открыто выразила пермякам свое недоверие.

Безотносительно к личным качествам, достоинствам и недостаткам Виктора Басаргина — его назначение в высшей степени неуместно, ибо противоречит движению страны к восстановлению выборности высших должностных лиц. Мы считаем, что Дмитрий Медведев и Владимир Путин должны остановить политику лжи и пересмотр собственных обещаний».

Фокус в том, что из 50 карельских депутатских кресел только 19 принадлежат едросам. 12 — у «СР», восемь — у коммунистов, пять — у ЛДПР, четыре — у «яблочников». Еще два народных избранника образовали депутатскую группу «Гражданская позиция». Группа неприсоединившаяся и независимая, как Зимбабве. Правда, сидит с единороссами, голосует с единороссами и даже выглядит как единороссы.

По закону, за утверждение главы региона должно проголосовать больше половины парламентариев. «ЕдРо» вкупе с «Зимбабве» набирают только 21 голос, а это значит — Александр Петрович, езжайте домой. Такой вариант развития событий совсем не исключался. Но…

Я думаю, что это молниеносное назначение Худилайнена было продиктовано репутацией Карелии, стабильно проваливавшей голосования в пользу нынешней федеральной власти. Если бы нашим законодателям дали время вникнуть в суть происходящего, оглядеться, взвесить все политические плюсы и минусы — президентский ставленник наверняка бы пролетел. А так — р-раз! — и остается обалдело крутить головой: что это было?..

А было вот что. Вышли «жириновцы» и сказали, что они недоумевают, но поддерживают. Потом вышли «яблочники» и сказали, что они глубоко разочарованы, хотя и вынуждены уступить. А потом эсеры заявили, что они крайне возмущены, но «…верят президенту, поверили Александру Петровичу, но поверили последний раз, потому что в Карелии кризис». После этих слов заржали все присутствующие, включая Худилайнена. И никто уже особо не слышал грустного монолога карельского коммунистического лидера, чья фракция, единственная, проголосовала против.

Я не знаю, по какому сценарию все происходило в остальных регионах, куда Владимир Путин успел направить своих клевретов, но живу-то я в Карелии. У нас действительно свободолюбивый народ. У нас были действительно честные выборы. Мы реально могли выбрать того, кого хотим. Хоть бы и того же самого Худилайнена — говорят, хороший хозяйственник. Но только сами.

Если бы наши избранники нам не гадили.

 

Материал подготовили: Федор Калаев, Александр Газов