Сенаторы из числа местных парламентариев будут выдвигаться по решению большинства членов законодательных собраний регионов. Процедура выдвижения представителя исполнительной власти более сложная:
«Представленный проект закона — я его подписал сегодня с утра — предусматривает, что претендент на пост губернатора должен будет в ходе избирательной кампании заранее обозначить три кандидатуры, одну из которых он обязан в случае победы назначить своим представителем в Совете Федерации, — заявил Путин. — Фактически тот человек, который намерен избираться губернатором, будет представлять гражданам не только себя, но и ключевых участников своей команды, и берет на себя полную политическую и личную ответственность за выдвинутых кандидатов в Совет Федерации».
При этом ни местные депутаты, ни губернатор не смогут досрочно отозвать сенатора. Эта мера должна по идее сделать членов Совфеда более самостоятельными. Кроме того, верхняя палата парламента останется беспартийной — точнее, внепартийной: никто не запрещает сенаторам состоять в любых партиях, но формировать партийные фракции они не смогут.
Новый порядок формирования СФ в случае одобрения его думцами заработает с 1 января 2013 года.
Вадим Соловьев, заместитель председателя комитета нижней палаты парламента по конституционному законодательству и государственному строительству, а заодно и глава юридической службы КПРФ, воспринял путинские поправки негативно. Он, как и его коллеги по фракции, считает, что сенаторы должны избираться жителями регионов напрямую.
«Мы выступаем за прямые выборы членов Совета Федерации населением, как было в начальной стадии, — говорит коммунист. — Два округа в регионе — кто большинство голосов получил, тот и выиграл. А новая схема, с учетом «выборов» губернаторов, которые фактически не выборы, а назначение, означает назначение и членов Совета Федерации».
СФ в его нынешнем виде Соловьев считает бесполезным органом, лишенным политического смысла:
«В той системе, какая выстроена сейчас, Совет Федерации — это прибежище отставных чиновников, которых неприлично сразу отправить на пенсию, отставных министров, отставных генералов. Толку от таких сенаторов я лично не вижу. Они штампуют те законы, которые администрация вносит в Думу. А нижняя палата по большей части тоже под контролем исполнительной власти. Верхней палаты парламента как таковой у нас нет».
Сходным образом рассуждает и Андрей Бузин, председатель Межрегионального объединения избирателей, руководитель отдела мониторинга выборов ассоциации «Голос». Он называет необоснованными утверждения разработчиков поправок, что благодаря новым нормам члены СФ станут ближе жителям регионов. Напротив, по его мнению, новая схема формирования верхней палаты Федерального собрания означает еще большую централизацию.
«Это лежит в том же русле, что и введение полностью пропорциональной системы на выборах в Госдуму в свое время, — стало возможно управлять выборами прямо из центра», — отмечает он.
По мнению Бузина, путинские поправки — реакция на декабрьскую «оттепель»:
«Это последствия того, что первоначально в декабре были заявлены радикальные изменения. Были обещаны поправки в некоторые законы — о формировании избирательных комиссий, о выборах губернаторов. И впоследствии эти радикальные законы путем различных поправок (например, пункта о «муниципальном фильтре» на выборах губернаторов) были откровенно выхолощены. Вот, было заявлено, что необходимо реформировать Совет Федерации. Но вместо того, чтобы предложить прямые выборы, появился закон в таком виде.
Материал подготовили: Владислав Полянский, Александр Газов