Скандальный закон вырос из «списка Магнитского». Напомним, юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский скончался 16 ноября 2009 года в московском СИЗО «Матросская Тишина». Годом ранее — 24 ноября 2008 года — он был арестован по обвинению в том, что помог главе фонда Уильяму Браудеру уклониться от уплаты налогов. Согласно другой версии, Магнитский расследовал хищение бюджетных средств российскими налоговиками и другими должностными лицами, за что и был заключен под стражу. Во время пребывания в тюрьме Магнитский не получал необходимую ему медицинскую помощь и, по сведениям из ряда источников, подвергался пыткам. Все это в совокупности привело к его кончине.
На данный момент «закон Магнитского» еще не подписан президентом США, но большинство аналитиков склоняются к тому, что президентская виза на законопроекте — дело времени. Барак Обама не раз обвинялся в мягкотелости и в год президентских выборов не имеет права проявить «толерантность» к нарушающим права человека политикам.
Как и следовало ожидать, публичное обсуждение «закона Магнитского» в высших политических сферах США вызвало негодование российского руководства. «Симметричный (ответ) будет, но будет и другой набор каких-то мер», — заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков. А спикер Совета Федерации назвала принятие этого закона «дикостью» и «открытым вмешательством в дела другого государства».
В последние годы отношения России и США складываются весьма своеобразно. Подконтрольные Кремлю СМИ изливают на внутреннего потребителя океаны забористой антиамериканской пропаганды, что не мешает политическим элитам обеих стран довольно успешно сотрудничать. Пресловутая «база НАТО под Ульяновском» («Всего лишь перевалочный пункт!» — успокаивают нас) тому подтверждение. Более яркий пример — российско-грузинская «пятидневная война» 2008 года. США и НАТО не стали вмешиваться в конфликт, ограничившись сожалением, что такие умные люди, как мистер Путин и мистер Медведев, не смогли разрешить спор с мистером Саакашвили мирно.
Однако ситуацию может сильно измениться, когда «закон Магнитского» вступит в силу. Если наши руководители столкнутся с потерей личной собственности в США да к тому же станут невъездными (а не исключено, что другие страны Запада последуют примеру Вашингтона в этих вопросах), партнерским отношениям настанет конец. Зато начнется некое подобие холодной войны.
По мнению одного из лидеров «Партии народной свободы» Бориса Немцова, изоляция России от Запада, холодная война — наименее вероятный вариант развития событий. Причина тому — очевидная слабость нашей страны. Кроме того, отметил политик, «закон Магнитского» не имеет отношения к стране»:
«Это абсолютно пророссийский закон. Он направлен против жуликов и воров, убийц и бандитов, которым покровительствует гражданин Путин. Мировое сообщество не хочет иметь дело с этими людьми. Как только в России будет восстановлено правосудие, надобность в этом законе отпадет сама собой».
«Магнитский открыл хищение 200 млн долларов, боролся с коррупцией, за это был арестован, подвергся пыткам и был убит. А Путин повысил в должности и наградил тех, кто его убил», — напоминает Немцов.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов