В Следственном комитете Алексею Навальному предъявили обвинение и взяли подписку о невыезде

Владислав ПОЛЯНСКИЙ,

«Особая буква»

С Навального взяли подписку о невыезде из большой политики

С Навального взяли подписку о невыезде из большой политики
Навальному предъявили обвинение по делу «Кировлеса». Арестовывать его не стали, ограничившись лишь подпиской о невыезде. Кроме испорченного отпуска для политика есть еще один неприятный момент — переквалификация обвинения на более жесткую статью.
31 июля 2012
Трудно вообразить, что руководство российской правоохранительной системы действительно взволновано судьбой то ли украденного, то ли не украденного кировского леса. Лесные пожары и нелегальные китайские порубщики приносят ущерб, в сотни раз превосходящий тот, который приписывают блогеру. Причина, по которой силовики вцепились в Навального, — его политическая деятельность. Особо отметим: успешная политическая деятельность.

Блогеру переквалифицировали обвинение со ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) на ч. 4 ст. 160 (присвоение или растрата, совершенные группой лиц и в особо крупном размере). Навального считают «организатором преступной группы» (ч. 3 ст. 33). Наказание по новому обвинению предполагает лишение свободы на срок до 10 лет. С политика взята подписка о невыезде.

По версии следствия, Алексей Навальный, являясь советником губернатора Кировской области на общественных началах, организовал хищение имущества Кировского областного государственного унитарного предприятия «Кировлес», вступив в сговор с директором ООО «Вятская Лесная компания» Петром Офицеровым и генеральным директором КОГУП «Кировлес» Вячеславом Опалевым. СКР полагает, что в период с мая по сентябрь 2009 года было похищено более 10 тыс. кубометров лесопродукции, принадлежащей ГУП «Кировлес». Таким образом, бюджету области был причинен ущерб на сумму более 16 млн рублей. Об этом пишет сайт Следственного комитета РФ.

Путь уголовного дела Алексея Навального запутан и тернист. Изначально «дело о краже леса» разбирало Следственное управление Следственного комитета по Кировской области и пришло к выводу, что в действиях подозреваемых (Навального и Офицерова) отсутствует состав преступления. Соответствующее постановление было издано еще 10 апреля текущего года. Навальный сообщил об этом в своем блоге 28 мая.

«Мы решили подождать — «устоит» ли постановление в прокуратуре и не отменят ли его вышестоящие подразделения СК», — написал он в «ЖЖ». На следующий день после этой публикации глава СКР Александр Бастрыкин потребовал возобновить дело.

Трудно вообразить, что руководство российской правоохранительной системы действительно было взволновано судьбой то ли украденного, то ли не украденного вятского леса. Лесные пожары и нелегальные китайские порубщики приносят ущерб, в сотни раз превосходящий тот, который приписывают Навальному. Причина, по которой силовики вцепились в Навального — его политическая деятельность. Особо отметим: успешная политическая деятельность.

За последние года полтора-два он из просто очень популярного блогера стал одним из моральных лидеров оппозиции. Выступая против власти, он приводил факты, раскрывал реальные коррупционные схемы. При этом не чурался хлестких лозунгов: прозвище «Партия жуликов и воров» так прилипло к «Единой России», что никакие процессы в российских судах не заставят народ забыть его. Выступая с общедемократических позиций, Навальный не отворачивался от реально существующих в стране межнациональных трений.

В декабре 2011 года политик оказался «в нужное время в нужном месте» и не побоялся пойти на полицейские цепи. Так в одночасье герой Интернета стал героем бунтующей улицы. А отсутствие собственной политической структуры все это время играло на руку Навальному: его имя не ассоциировалось ни с левыми, ни с националистами, ни с либералами. Он мог без зазрения совести называть себя общегражданским лидером и в известной степени стал таковым.

В конце прошлой недели прошел слух, что со дня на день Алексей Навальный может быть арестован. Если это был вброс «сверху», осуществленный с тем, чтобы вынудить популярного оппозиционера бежать из страны, то он своей цели не достиг. Навальный пришел в СКР в понедельник, хотя этот визит и оказался фальстартом: ему так и не смогли предъявить обвинение и попросили явиться на следующий день.

«Вчера мне обвинение предъявлять отказались, не знаю, что будет сегодня. Мне кажется, это делается для того, чтобы вы пришли сюда один, другой, третий раз, а потом убили меня штативами и перестали приходить сюда совсем», — шутил блогер с журналистами, которые ждали его у Следственного комитета.

Между тем обстановка не располагала к шуткам. «Одновременно с проходом Навального в СКР во двор ведомства въехала полицейская «Газель» — так называемый автозак, который обычно используется для перевозки заключенных под стражу», — докладывал с места событий корреспондент Интерфакса.

Примерно в 12.40 по московскому времени стало известно о новом обвинении и подписке о невыезде, которую дал политик.

Прокомментировать новые перипетии дела Навального мы предложили политологу Станиславу Белковскому.

По убеждению нашего собеседника, дело «Кировлеса» «не стоит выеденного яйца»:

«Доказать вину Навального будет очень сложно, потому что он был советником губернатора на общественных началах, и не мог оказывать влияние на сделки с «Кировлесом», — напоминает Белковский.

«Здесь начинает действовать «принцип Белковского»: на определенной стадии деградации система начинает принимать решения во вред собственным интересам, — отмечает эксперт. — Предъявив Навальному обвинение и взяв подписку о невыезде, власть повысит его авторитет. Если последние месяцы Навальный буксовал и в тактическом, и в идеологическом плане, то теперь власть дала ему новый импульс для развития в качестве лидера оппозиции».

Смену меры пресечения на более жесткую Станислав Белковский считает теоретически возможной, но маловероятной.

 

Материал подготовили: Владислав Полянский, Александр Газов