Госдума готовит законопроект, по которому оскорбление чувств верующих станет уголовным преступлением

Татьяна РЯЗАНОВА,

«Особая буква»

Божественная трагедия

Божественная трагедия
В стенах парламента, похоже, готовится очередной скандальный законопроект, который может стать ответом на акцию Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве. Оскорбление чувств верующих могут отнести к уголовным преступлениям.
14 сентября 2012
В четверг в стенах нижней палаты парламента состоялась встреча Комитета Госдумы по делам общественных объединений с представителями экспертного сообщества по вопросам противодействия экстремизму, защите религиозных чувств граждан и почитаемых ими предметов. Красной нитью в обсуждении проходила идея перевода статьи 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» из КоАПа в статью 282 Уголовного кодекса «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

С инициативой выступил директор Института государственно-конфессиональных отношений и права, доктор юридических наук Игорь Понкин. И, как оказалось, сторонники у него нашлись. Глава думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов начал заседание с сообщения о начале работы над законопроектом, усиливающим уголовную и административную ответственность за нарушения общественного порядка в религиозных учреждениях, осквернение святынь, ущемление чувств верующих.

Он попросил от присутствующих «больше критики» и «принципиальных острых вопросов», поскольку «общество пытаются расколоть еще и по межрелигиозному принципу».

В этом же духе, с намеком на неизвестных врагов России, заговорил и отец Всеволод Чаплин. «К сожалению, мы хорошо знаем, что разделить людей по национальному, религиозному признаку, социальному признаку, столкнуть их друг с другом — один из самых опасных для нашей страны сценариев, — начал он. — Кто-то сегодня пытается проверить наше общество на прочность, устроив столкновения не столько между разными религиями, а сколько между верующими и неверующими».

Затем священнослужитель объяснил присутствующим, как «пытаются довести отношения между верующими и неверующими до состояния конфликта»: «Прежде всего, это пытаются сделать через оскорбление чувств верующих и оскорбления почитаемых ими предметов, символов и мест. Именно нападки на чувства верующих, оскорбление святынь тех или иных религий породили ту непростую ситуацию в общественной сфере, которую мы сегодня имеем».

В завершение Всеволод Чаплин добавил, что преступления против чувств верующих, как и преступления против национальных чувств, очень опасны. По его словам, они могут столкнуть друг с другом огромные массы людей. Завершив свое выступление и поприсутствовав на заседании еще несколько минут, священник удалился.

Заместитель заведующего Международным отделом Духовного управления мусульман Европейской части России Рушан Аббясов заявил о согласии с необходимостью усиления наказания за оскорбление чувств верующих. Конкретные предложения, согласившись с инициативой Понкина, высказала и руководитель юридического отдела Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега).

Она начала с того, что перечислила названия законов, которые содержат нормы, направленные на защиту религиозных чувств верующих и почитаемых ими святынь. В качестве примера она привела закон о политических партиях, который запрещает использовать наименования, оскорбляющие религиозные чувства граждан.

Однако, посетовала инокиня Ксения, «эти запреты скреплены одной-единственной санкцией в КоАП». Она назвала размер предусмотренного этой статьей штрафа в 500–1000 рублей «смехотворной суммой». «Очевидно, что этой нормы недостаточно для надлежащей защиты религиозных чувств верующих, религиозных символов, почитаемых святынь. Поэтому совершенно правильное предложение высказывается Игорем Понкиным о восстановлении, по существу, в Уголовном кодексе статьи, направленной на установление уголовной ответственности за подобного рода деяния», — сказала она.

Подобного рода статья существовала в УК РФСФР. Оскорбление чувств, убеждений граждан в связи с их отношением к религии с использованием в этих целях СМИ или иной публичных формы, а равно путем разрушения или повреждения культовых зданий, сооружений, иных предметов мировоззренческой символики наказывалось лишением свободы на срок до одного года или штрафом до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда.

Автор неоднозначного предложения по криминализации нормы об оскорблении чувств верующих Игорь Понкин пришел отстаивать свою позицию. Сказав, что сейчас в обществе не работают нормы неправовой нормативной регламентации, установленные религиозными организациями, он предложил «все-таки включить право»:

Необходимо убрать норму из КоАП, потому что штраф до 1000 рублей воспринимается как входной билет на шоу «унизь религиозные чувства верующего». Это копечный штраф, он не может сдерживать».

Профессор Российской академии государственной службы, доктор философских наук Михаил Шахов поддержал Понкина и заявил, что, по его мнению, назрел вопрос о переводе в УК ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих и надругательство над религиозной символикой.

Гораздо скромнее звучали голоса тех, кто призывал присутствующих быть осторожнее. В частности, аккуратную позицию занял пастор Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня, руководитель отдела общественных связей Евро-Азиатского Дивизиона Олег Гончаров:

«Безусловно, мы против нападок на РПЦ и оскорбления верующих вне зависимости от конфессии, к которой они принадлежат. Конечно, как пастор, верующий человек я вижу свою задачу бороться с этими проявлением путем проповеди духовно-нравственных ценностей. Потому что девочки не с Луны свалились, они выросли в нашем обществе. Они воспитывались на ценностях этого общества», — пояснил он свою позицию, отметив, что нельзя все ставить на ужесточение законодательства.

К осторожности и аккуратности призывал член Общественной палаты, журналист Николай Сванидзе. По его словам, рискованно ужесточать позицию в том направлении, которое может привести к дальнейшему расколу страны.

Глава комитета Ярослав Нилов заявил, что одним лишь введением уголовной ответственности проблему оскорблений чувств верующих решить нельзя. Ее нужно решать комплексно. Для этого необходимо просвещение всеобщее, улучшение качества правоприменителей, а также неотвратимость наказания за преступления.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Роман Попков