Война компроматов в Государственной думе: причины и последствия

Ксения ФЕДОРОВА,

«Особая буква»

«Обстановка в Госдуме в моральном плане тяжелая — все ловят друг друга…»

«Обстановка в Госдуме в моральном плане тяжелая — все ловят друг друга…»
Госдума сейчас напоминает разворошенный улей. После скандального изгнания из депутатских рядов Геннадия Гудкова обстановка продолжает накаляться — парламентарии обмениваются «пакетами компромата» о якобы скрытых доходах и имуществе друг друга.
21 сентября 2012
Тем временем и сами думцы, и политологи говорят о резком снижении авторитета нижней палаты в глазах россиян, прибывающих в легком шоке от происходящего.

Противоборствующие стороны ищут и, главное, находят компрометирующие сведения о коллегах, а затем строчат жалобы с требованием лишить политического оппонента мандата за несоблюдение закона «О статусе депутата». В большинстве случаев повод один — нарушение требования, запрещающего парламентариям участвовать в коммерческой деятельности без ее передачи в доверительное управление.

Первым в эту борьбу активно включился эсер Дмитрий Гудков, сын изгнанного Геннадия Гудков. О его «золотых кренделях», пожалуй, не слышал только ленивый. В частности, он рассказал о «православном» бизнесе Андрея Исаева, у которого якобы имеется земельный участок в Германии. Справоросс заявляет о том, что на этом участке стоит гостиница, проживание в которой обходится недешево.

Не остались в стороне и не входящие в состав Госдумы «яблочники». Лидер «Яблока» Сергей Митрохин направил в Следственный комитет РФ запрос с требованием провести проверку достоверности сведений, представленных депутатами-единороссами о своем имуществе и доходах. В этом списке оказались фамилии 16 единороссов, среди них: Владислав Резник, Адам Делимханов, Олег Лебедев, Иван Демченко, Андрей Скоч, Григорий Аникеев, Николай Борцов, Рафаэль Марданшин и другие.

Однако думская комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах депутатов «спасла» от проверки четырех членов «Единой России»: Резника, Делимханова, Лебедева и Демченко. Как признал глава комиссии Владимир Васильев, вопросы остались лишь к Скочу. «Члены комиссии единогласно решили пригласить его на следующее заседание, чтобы он дал свои пояснения», — сказал он.

В свою очередь, вице-спикеры Сергей Железняк из «ЕР» и Игорь Лебедев из ЛДПР решили обратиться в Генпрокуратуру, чтобы та проверила деятельность депутата-коммуниста Анатолия Локтя на предмет занятия им коммерческой деятельностью и лоббирования интересов «Сибирского федерального оздоровительного центра», осуществляющего сертификацию пищевых продуктов и биологически активных добавок.

Как будет развиваться думская война компроматов? И чем она может закончиться? С этими вопросами «Особая буква» обратилась к экспертам.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает происходящее логичным развитие событий после того, как в истории с Геннадием Гудковым был открыт «ящик Пандоры». По его мнению, те парламентарии, кого может постигнуть участь Гудкова-старшего, принимают превентивные меры и указывают власти: мол, у вас та же самая история, и даже хуже. «На мой взгляд, это чисто прагматическая история, чтобы остановить репрессии против депутатов-бизнесменов на одном Гудкове, а дальше закрыть эту тему вообще», — отмечает наш собеседник.

Но Минченко выдвигает и еще одно, более смелое предположение: сложившаяся ситуация — результат не столько межпартийной борьбы, сколько внутренней: «Вот человек не попал в Госдуму, а он следующий в списке… И он борется за место».

Оценивая роль войны компроматов для законодательной власти в целом, эксперт говорит о том, что в итоге ставится под сомнение легитимность парламента. «Депутаты, да и весь депутатский корпус, публично унижены. Роль Думы, которая была и так не очень велика, сейчас еще более снизилась», — уверен он.

С Евгением Минченко соглашается и коммунист Анатолий Локоть, деятельность которого, как уже было сказано, вызвала вопросы Железняка и Лебедева. Депутат видит «некую предопределенность неких репрессивных мер», вспоминая снятие депутатской неприкосновенности с Владимира Бессонов и лишение мандата Геннадия Гудкова:

«Мы предупреждали, что нельзя спускать спусковой крючок, но он спущен, и это спровоцировало доносительство. Обстановка в Госдуме в моральном плане тяжелая. Некоторые важные вопросы уходят на второй план из-за этого. Рабочие отношения испорчены — все ловят друг друга».

Собеседник «Особой буквы» считает, что вопрос легитимности Госдумы VI созыва действительно вызывает серьезные вопросы у избирателей, а процессы, происходящие в настоящее время, лишают граждан остатков доверия к парламенту.

Рассказывая о претензиях Железняка и Лебедева, член КПРФ говорит, что официальных запросов к нему не поступало ни от профильной думской комиссии, ни от Генпрокуратуры. «Если они поступят, я готов представить все необходимые документы, ответить на все вопросы, потому что я абсолютно не чувствую себя виноватым», — заявляет Локоть.

«Сибирский федеральный оздоровительный центр», по словам депутата, является, по сути, общественной организацией:

«Я не возглавляю некоммерческое партнерство. Меня попросили возглавить консультативный совет при нем. Я не в штате, не занимаюсь коммерческой деятельностью, никогда не занимался».

 

Материал подготовили: Ксения Федорова, Александр Газов