Правительственный скандал начался неделю назад. 19 сентября на совещании по проекту бюджета на 2013–2015 годы Владимир Путин выразил неудовлетворение тем, как реализуются поручения, содержащиеся в его указах от 7 мая. Представленный проект бюджета не оставлял возможности для выполнения социальных обязательств, которые глава государства давал еще будучи кандидатом. Он напомнил о личной ответственности министров за подотчетные ведомства и невыполнение распоряжений.
Президент не стал лично объявлять выговоры проштрафившимся членам кабинета министров, но пообещал «обратить внимание главы правительства» на необходимость сделать это.
«Ничего личного», — сказал он пристыженным руководителям ведомств. Вместе с тем через несколько дней после того, как Дмитрий Медведев по рекомендации старшего члена тандема объявил выговор своим подчиненным, прошел слух о том, что министр регионального развития Олег Говорун подает в отставку. Непосредственно ему Путин поставил на вид срыв сроков подготовки предложений «по ускорению развития Сибири и Дальнего Востока», в том числе «обеспечение транспортных связей труднодоступных территорий».
«Один из источников говорит, что всю неделю после выговора Говорун почти не появляется на работе», — отметил журналист Forbes в статье, посвященной возможной отставке министра.
Однако в дальнейшем выяснилось, что слухи об отставке Говоруна оказались несколько преувеличенными. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков поспешили дезавуировать эту информацию. А заместитель Говоруна Валерий Гаевский сообщил, что шеф действительно не появляется на работе, но не потому, что впал в депрессию от путинского разноса, а находится на больничном.
Стоит заметить, что в «царствование» Медведева подобных демонстративных экзекуций правительства отмечено не было. Да и трудно вообразить Дмитрия Анатольевича, который собирается «обратить внимание» Владимира Владимировича на недочеты в работе его подчиненных.
А вот Путин, судя по всему, может сделать из министров «мальчиков для битья», которых он будет на радость населению ритуально наказывать за провалы власти. Логично ожидать, что пресловутый тандем — модель руководства, которая была необходима в условиях реального правления Владимира Путина при «и.о. президента» Дмитрии Медведеве, — с каждым месяцем будет отмирать, эволюционируя к той форме государственного устройства, которая существовала с 2000 по 2008 год.
Вопрос о перспективах медведевского кабинета мы задали нашим экспертам.
Владимир Милов, глава партии «Демократический выбор», отмечает, что не следует переоценивать «мягкость» президента Медведева в работе с кабмином Путина.
«Медведев уволил Кудрина, а это был один из тяжеловесов, сопоставимый с самим Дмитрием Анатольевичем, да еще и близкий к Владимиру Владимировичу, — напоминает Милов. — Но в целом, когда президентом был Медведев, у него были ограниченные возможности менять конфигурацию правительства. Сейчас Путин как главный тяжеловес вернулся на главный командный пункт и, набравшись практических моментов и приемчиков во время работы в Белом доме, не прекратит вмешиваться в работу правительства — он в это втянулся».
Милов уверен, что Путин «не даст спокойно жить кабмину». А учитывая «турбулентность» политической обстановки, он будет использовать отставки министров для решения текущих политических задач — как это делалось в ельцинские времена.
Правда, по его мнению, в ближайшее время не стоит ожидать отставок членов правительства:
«Правительство пока мало отработало, чтобы министрам предъявлять конкретные претензии. Трудно после 5 месяцев говорить о результатах или провалах. Но Говорун — очевидная фигура: он не имеет никакого отношения к региональному развитию, политический назначенец, получивший своего рода отступного за отставку из Администрации президента. Он член команды Суркова, а у Суркова положение неустойчивое. Неудивительно, что по совокупности факторов зашаталось кресло именно под ним».
Милов считает, что отставки министров будут зависеть от разных проблем. Сейчас предстоит обсуждение нового закона об образовании. И министр образования Ливанов получит много шишек за работу по разработке закона. Он имеет шанс заработать такую репутацию, что его возненавидят полстраны, как было с Фурсенко.
Собеседник «Особой буквы» ожидает усложнения отношений между товарищами по тандему:
«Конструкция двух параллельных центров управления с неясным разграничением полномочий давала сбои в прошлый срок. Но у Путина были рычаги управления, и у Медведева не было возможности влезть в работу правительства».
В числе проблем правительства Милов отмечает «рыхлость» медведевского кабинета. В то же время Владимир Владимирович «хочет активно вмешиваться в работу правительства, не неся ответственности. Периодически надо будет кого-то в жертву дракону приносить».
Политолог Евгений Минченко, комментируя слухи о несостоявшейся отставке главы Минрегионразвития, указывает на их несостоятельность: «Говорун — матерый бюрократ, аппаратчик, который имеет очень закаленные нервы. Его отставку опровергли сразу с двух сторон — Тимакова и Песков. Кроме того, он довольно активно ведет работу».
В то же время Минченко заочно согласился с Миловым, что ритуальные разносы и отставки высших чиновников вполне ожидаемы. «Всегда нужны стрелочники, потому что предвыборные обещания Путина невыполнимы», — считает он. Но раньше следующего года громких отставок ждать не приходится — «пока еще не накопилось достаточное общественное раздражение».
При этом, полагает наш собеседник, показные выволочки министрам никак не связаны с взаимоотношениями президента и премьера, потому что «нет никакого правительства Медведева — есть большое правительство Путина, куда входит и Администрация президента, и кабинет министров».
Материал подготовили: Владимир Титов, Мария Пономарева, Александр Газов