Митрофанов объясняет, что цель создания группы — обеспечить полноправную работу депутатов в Думе. Дело в том, что из-за конфликта с «СР» указанные парламентарии не имеют возможности выступать с трибуны и участвовать в работе фракции, поскольку нормы, позволяющие создавать в Госдуме объединения независимых народных избранников, были отменены в декабре 2007 года.
По словам Митрофанова, группа будет добиваться принятия поправок в регламент, чтобы восстановить право на нефракционную деятельность. «Мы обращаемся к руководству Думы, чтобы у нас была возможность выступить во время часа выступлений, и мы настаиваем, чтобы мы сидели в зале рядом», — говорит он.
При этом депутат отмечает, что если поправки в регламент внесены не будут, то группа будет обращаться ко всем фракциям, для того чтобы им была предоставлена возможность выступать с трибуны. Поддержать коллег уже готов и лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Председатель думского комитета по регламенту и организации работы палаты Ильдар Габдрахманов не стал прогнозировать перспективы принятия поправок в регламент. «Когда поступят конкретные предложения, будем обсуждать», — подчеркнул парламентарий.
Политолог Павел Святенков расценивает образование группы независимых депутатов как попытку ограничить влияние «Справедливой России», которая, по его мнению, «в свое время создавалась, с одной стороны, как так называемая вторая нога партии власти, а с другой — всегда была бельмом на глазу Администрации президента, поскольку имела за счет Сергея Миронова самостоятельные выходы на высшее руководство страны».
Примечательно, что очередная попытка ограничить влияние эсеров происходит сразу же после лишения Геннадия Гудкова мандата и заявлений единороссов о том, что этот мандат несправедливо передан третьему номеру в региональном списке партии Александру Тарнавскому, а не второму номеру экономисту Никите Кричевскому.
«Сейчас активно муссируются слухи, что власти могут решиться на создание еще одной партии власти и попытаться второй раз за постсоветскую историю сформировать двухпартийную систему», — говорит Святенков, указывая, что основной для этого может послужить «Объединенный народный фронт». Так что строптивая «Справедливая Россия», под брендом которой работает достаточно много ярких оппозиционных деятелей, уже, видимо, не очень нужна Кремлю, и поэтому ее пытаются раздавить.
Оценивая будущее группы независимых депутатов в Думе, политолог предполагает, что она, скорее всего, превратится в сателлитов «Единой России». Возможно, роль этих депутатов будет заключаться в резкой критике эсеров, причем более резкой, чем это могут себе позволить единороссы.
В подтверждение своих слов Святенков напоминает, что по действующему законодательству выборы в парламент проходят по партийным спискам, и пока эта норма не отменена, для попадания в палату следующего созыва всем этим людям нужно будет прислониться к какой-то крупной партии: «С учетом того, что они стали в оппозицию «Справедливой России», скорее всего, этой партией станет «Единая Россия» или ее аналог».
Активное продвижение Алексея Митрофанова, который на прошлой неделе возглавил воссозданный в Госдуме комитет по СМИ, похоже на попытку выплатить ему политический бонус, преподнести статусную плату за то, что он ушел из «СР», рассуждает эксперт:
«Одно дело быть простым депутатом, а другое — быть председателем комитета. Последнее предполагает большой кабинет, персональную машину и другие статусные вещи, которые важны для тех людей, которые играют во властные игры».
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов