— Евгений Янович, инцидент с принудительной посадкой самолета, следовавшего из России в Сирию, турецкими ВВС — что это?
Решение о принуждении к посадке судна — несбалансированное, непродуманное. Мы, к сожалению, не знаем, что творится в голове того или иного чиновника в Анкаре. Возможно, турки получили откуда-то информацию или дезинформацию о перевозимом в самолете грузе и решили его посадить. Неясно, что же в итоге было найдено на борту, и говорит это только о том, что турки не нашли того, что хотели. Ради того, о чем они объявили — какие-то запчасти для РЛС, — самолеты с таким скандалом не сажают.
Сейчас выдвигается предположение, что сделано это было лишь в ключе информационной войны против Дамаска, а турки в самолете ничего найти и не планировали. Если так, то принимавший данное решение человек — просто идиот, не понимающий, к чему подобное может привести. Но и это возможно.
У Эрдогана сейчас период смены элит. Приходят преданные ему лично, но совершенно непрофессиональные люди. Ту же самую разведку возглавил очень преданный турецкому лидеру человек, но военные по поводу такого назначения пребывают в легком бешенстве. Когда вы сажаете на такие направления не разбирающихся в деле, но лично преданных вам чиновников, то такой результат и можно получить в итоге.
Если процедура досмотра груза проводится как положено, весь процесс официально регистрируется, производится опись в присутствии нейтральных свидетелей. Этого сделано не было, российского консула в самолет не допустили. В результате вообще неизвестно, что там нашли турки и нашли ли вообще хоть что-нибудь. Теперь-то можно утверждать все: что там была атомная бомба или биологической оружие. Доказать это туркам невозможно.
Так или иначе, турецкие власти продемонстрировали сирийцам готовность пойти на самые крайние меры в отношении любого сирийского самолета, пролетающего через их воздушное пространство.
— Реакция России на произошедшее была сдержанной, хотя случай вопиющий…
Да, она была сдержанно адекватной. Но, с другой стороны, что мы должны были делать в порыве возмущения? Взорвать турецкое посольство в Москве? Повесить на реях всех турок, пойманных на кораблях в Черном море?
Есть страны, в которых нет закона и порядка. Да, в Ливии, Тунисе или Йемене устроили бы погром турецкого посольства в подобной ситуации. Россия — страна совершенно другая. У нас другой уровень цивилизованности. Мы пользуемся дипломатическим протестом. Конфликтовать же с нами Турция не хочет. Газ и нефть им все же именно мы поставляем.
— Есть мнение, что отношения между Дамаском и Анкарой этот инцидент уже не испортит, так как дальше уже некуда, дальше только война. Это так?
Я оптимист и считаю, что всегда есть, куда портить. Нет таких отношений, которые нельзя было бы изгадить еще больше. Пока не начнется полномасштабная война, мы увидим еще разные стадии порчи отношений.
— Ваше отношение к версии, что Турцию на конфликт с Сирией толкают партнеры по блоку НАТО.
Это мнение — чепуха. Турцию Эрдогана никто и ни к чему подтолкнуть не может. Нынешняя Турция видала всех в гробу. Нынешняя Турция — новая Оттоманская империя. И Вашингтон никак Анкару подтолкнуть не сможет, как мы не могли Фиделя Кастро в свое время.
Турки себя ведут с нарастающей агрессивностью и абсолютно независимо. И американцев данный факт очень беспокоит. Исламисты, которые приходят сегодня к власти на Ближнем Востоке и борются в Сирии с Асадом, очень близки Эрдогану, но никак не США. Цель турок — исламизация региона, в котором они бы выступали неким старшим патроном. Достичь этого, к их сожалению, пока не получается.
Материал подготовили: Мария Пономарева