Любопытно взглянуть на распределение симпатий выборщиков по штатам. Ромни единогласно поддержали Dixieland и среднезападные штаты (за исключением Колорадо, Невады и Нью-Мексико, который многие местные жители предпочитают называть Нуэво Мексико), а также суровая Северная Аляска. За Обаму высказались на Севере (имеется в виду не географический север, а исторический — те штаты, которые воевали против конфедерации в Гражданской войне), на Тихоокеанском побережье и на легкомысленных Гавайях.
Не менее показательным является перечень компаний, поддержавших того и другого кандидата. Ромни поддерживали банки, страховые агентства и маркетинговые компании: Bank of America, Credit Suisse Group и другие. Компанию Обамы финансировали Microsoft Corp, Google Inc, а самый большой вклад сделал University of California. Можно сказать, что Ромни — ставленник «империалистов» (выражаясь в традициях советской прессы) старого образца, тогда как его удачливый соперник — креатура технократов и интеллигенции.
Еще одна примечательная деталь американских выборов — это повышенное внимание, которое уделяют им в России. Казалось бы, холодная война, а вместе с ней и острое соперничество нашей страны с Соединенными Штатами позади. РФ, как ни обидно это звучит, сейчас не в той весовой категории, чтобы бороться с Америкой за счастье всех трудящихся и за торжество истинных духовных ценностей. В сознании прагматичных американцев наша страна давно не занимает первое место — ни как соперник, ни как союзник, ни как партнер. И тем не менее отечественные СМИ и политики тщательно отслеживали все перипетии предвыборной борьбы на противоположной стороне глобуса.
Свои пять копеек внес и председатель Центризбиркома РФ Владимир Чуров, который раскритиковал американскую систему выборов главы государства и даже назвал ее одной из худших в мире по организации. Звучит так, как если бы сборная по биатлону штата Гавайи высказала критические замечания по технике команде Карелии.
С другой стороны, Вашингтон был и остается одним из важнейших партнеров Москвы, и российско-американские взаимоотношения будут отражаться и во внутренней политике нашей страны.
Виктор Кременюк, заместитель директора Института США и Канады РАН, рассматривает победу Обамы как «умеренно-положительный» факт.
«За предыдущие четыре года у нас сложились нормальные партнерские отношения, правда, без перспектив на будущее, — считает он. — Не вижу, что что-то должно поменяться».
По мнению Кременюка, приход в Белый дом Митта Ромни, который прославился «антироссийскими» заявлениями во время предвыборной кампании, мало повлиял бы на общий тренд отношений между двумя странами:
«Ромни смотрел на Россию через пропагандистскую призму, стараясь заработать очки у части американского правящего класса, которая по инерции относится к нашей стране негативно. Стал бы Ромни президентом — он бы по-другому на многие вещи смотрел».
По мнению политолога Павла Салина, победа Барака Обамы для российских властей является неприятной неожиданностью:
«Если брать российскую власть, она поставлена в затруднительное положение. Ставка делалась на победу Ромни — в контексте того внутриполитического крена, который мы наблюдаем в России. Ромни в чем-то сам подобен нашим властям: вспомним его абсолютно беспочвенное заявление, что главным геополитическим противником США является РФ. Его победа позволила бы сторонникам жесткой линии ужесточить антиамериканскую риторику и закручивать гайки, апеллируя к «козням Госдепа», «американской военщине» и прочим ужасам. Кроме того, Обама считается спарринг-партнером Медведева, а как вести себя с ним Путину — до конца непонятно. Отношения с США для российской элиты — большой жирный знак вопроса».
Материал подготовили: Вадим Немоляев, Александр Газов