Предлагаемый законопроект решает ряд технологических вопросов, которые возникают при проведении глобальных международных соревнований. Но у него имеется и концептуальный аспект, который преследует две важнейшие цели.
Во-первых: самим фактом принятия этого законопроекта депутаты берут на себя ответственность за огромный и крайне затратный для страны мегапроект.
В этой связи напомню, что ни в стадии подачи заявки на проведение чемпионата мира, ни при выдаче правительством соответствующих гарантий ФИФА мнением представительной власти, даже формально, не интересовались. Хотя гигантский объем финансирования очевиден, а вовлечение бюджетных средств обязывает обсуждать эти вопросы в Думе.
Особо отмечу, что главный вопрос — о целесообразности проведения ЧМ-2018 в России — вообще не обсуждался. Страна была поставлена перед фактом. Ясно, что о референдумах по таким важным темам мы и мечтать не смеем, но, к примеру, на Украине, перед тем как претендовать на проведение Евро-2012, президент провел переговоры со всеми парламентскими партиями, заручившись их поддержкой.
Во-вторых: главный вопрос — финансирование. Его объемы, направления, сроки, источники финансирования. Именно эти вопросы требуют серьезного и детального обсуждения, а не пусть важные, но технологические вопросы проведения чемпионата, которые содержатся в предлагаемом законопроекте. Складывается впечатление, что, получив общее «добро» от парламента, исполнительная власть собирается повторить практику сочинского строительства и уже открывать финансовые краны, как ей заблагорассудится.
В статье 25 документа лишь в самом общем виде сообщается, что будут привлечены средства федерального и региональных бюджетов. Есть упоминание о средствах частных инвесторов, но опять-таки ничего конкретного. Всем известно, как вкладываются в зарубежные спортивные проекты наши олигархи — Абрамович, Прохоров, Усманов и другие. О том, что с их стороны последуют вложения в ЧМ, нам говорили на самом высшем уровне. Как обстоят дела в этом направлении? Сейчас самое время сообщить гражданам, проведены ли с ними переговоры и какие обязательства они берут на себя.
Обществу постоянно внушали мысль о перспективах модернизации инфраструктуры, которую получит страна, готовясь к Мундиалю. Но где конкретика? В каком объеме и где будут строиться или модернизироваться аэропорты, вокзалы, отели, дороги и другие необходимые объекты? Ответа на эти элементарные вопросы нет.
Вместо конкретики депутатам предложено довольствоваться туманностями от министра спорта. Однако насколько можно им доверять? Господин Мутко повсеместно объявил о затратах на чемпионат в объеме 600 млрд рублей. Но во что они превратятся к 2018 году? Ведь известно, что запланированные расходы по Олимпиаде в Сочи выросли втрое, а расходы на строительство нового стадиона в Санкт-Петербурге с первоначальных 13 млрд рублей уже ускакали за 40.
Неведомо, что будет в ближайшие годы с нашей экономикой. Она тесно связана с мировыми тенденциями и их кризисными явлениями. Где гарантии того, что футбольные стройки не повиснут дополнительными тяжелейшими гирями на ногах общества, которому придется затянуть пояса. Кто за это ответит? Преемник Виталия Мутко по руководству футболом Сергей Фурсенко тоже излагал «планов громадье». А теперь исчез с небосклона, оставив руководимой им организации долгов под миллиард… И где его теперь искать? Даже на отчет в Российский футбольный союз вытащить не смогли.
В-третьих: нет сомнений, что решение о проведении ЧМ-2018 придется по душе нашим футбольным фанатам. Естественно, что его поддерживает спортивная элита. Но будет ли это отражением мнения большинства россиян? Насколько актуален для сегодняшней России футбол?
Средняя посещаемость одной игры в Премьер-лиге все последние годы не превышает 12 тыс. человек. Мне скажут, что кроме фанов немало и тех, кто болеет в пассивном режиме, у телевизора. Но ведь и эта статистика хорошо известна — их число не превышает 5 процентов телезрителей, и этот процент подскакивает лишь во время трансляций игр сборной — до 40 процентов — и некоторых центральных матчей. Центральные телеканалы не хотят транслировать футбол в прайм-тайм, резко падает цена рекламного времени…
Так что вопреки внедряемому ажиотажу футбол для подавляющего большинства россиян далеко не главное. Есть более насущные проблемы: ЖКХ, медицина, образование, рост цен на продовольствие, бензин. По мнению фракции «Справедливая Россия», решение именно этих проблем должно быть первостепенным, а не обеспечение общества футбольными развлечениями.
Тем не менее при посещаемости в 12 тыс. для проведения всего лишь одного месяца футбольного веселья предлагается возводить 45-тысячники. В Саранске будет стадион на 45 тыс. зрителей — это круто! Но насколько это разумно и по карману ли нам? Не получим ли мы пустующие глыбы с гигантскими расходами по их содержанию? Хотим, чтобы все было, как в Греции, но у них часть сооружений, отстроенных под Олимпиаду, уже начали использовать под склады.
И, наконец, очевидна дальнейшая диспропорция в развитии регионов. В 11 из них будут вброшены средства. Ну а остальные 72 выступят в роли «рыжих»?
В Цюрихе, после победы в конкурсе, наш «национальный лидер», отвечая на вопрос о рисках по проведению ЧМ, сказал: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского!» Думалось, что правительство переведет эти эмоции в серьезное обсуждение. Вместо этого, на мой взгляд, депутатам предложено выступить в качестве нью-васюковцев. Вот только цена вопроса — миллиарды.
Мы не против проведения ЧМ-2018 в России, но при наличии двух условий.
Во-первых, в проекте должны быть минимально задействованы государственные ресурсы и главную тяжесть расходов должны взять на себя частные инвесторы. У российских олигархов для этого более чем достаточный потенциал.
Во-вторых, должна быть обеспечена полная прозрачность всех расходов и возможность представительных органов реально влиять на осуществление проекта. В противном случае все это будет повторением печального и разорительного сочинского опыта.
Представленный законопроект эти пожелания игнорирует.
Материал подготовили: Дмитрий Горовцов, Мария Пономарева, Александр Газов