Во вторник стало известно, что прокуратура Москвы не выявила признаков экстремизма в деятельности «Левого фронта». Однако бюрократические замечания к работе движения у надзорного ведомства все-таки имеются.
Оказалось, что в «Организационных принципах» «ЛФ» не указаны цели, отсутствует порядок формирования руководящего органа, нет сведений об источниках денежных средств.
«Нам сказали до 28 января уточнить устав и другие документы, — цитирует «Коммерсант» слова координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова. — Например, опубликовать отчет об использовании имущества, которого у нас просто нет».
Оппозиционер намерен выполнить большинство требований прокуратуры, но некоторые будет оспаривать.
На первый взгляд, серьезная угроза обошла стороной «Левый фронт». Что показалось многим странным, ведь после выхода на экраны «Анатомии протеста — 2» Удальцов находится под пристальным вниманием правоохранительных органов. Напомним, в фильме телеканала НТВ демонстрировалась запись, из которой должно следовать, что Сергей Удальцов и его соратники Константин Лебедев и Леонид Развозжаев планировали свержение власти в Москве, Калининграде и ряде других городов РФ. Финансировать эти действия, по версии следствия, должны были российские бизнесмены, находящиеся за рубежом, и член парламента Грузии Гиви Таргамадзе.
Согласно сложившейся практике, одних только подозрений было бы достаточно для признания «Левого фронта» экстремистской организацией. Сам Удальцов считал, что прокуратура воспользуется предъявленным ему обвинением в качестве повода для закрытия движения. Но его почему-то не случилось.
Политолог Павел Святенков считает, что власти при желании еще могут закрыть «Левый фронт». К примеру, по формальным основаниям, а не только по обвинению в экстремизме. «В данном случае, скорее всего, совершена попытка деполитизации ситуации, а не отказ от давления на Удальцова и его сторонников», — полагает он.
«Если бы Удальцова обвинили в экстремизме, дело было бы, безусловно, политическим, потому что статья об экстремизме носит открыто политический характер. Это бы, несомненно, вызвало скандал — вопросы со стороны Запада и возмущение общества. А так прокуратура и власть сохраняют пространство для маневра, чтобы можно было сказать: посмотрите, мы не предъявляем никаких политических претензий к «Левому фронту», просто у него ошибки в уставе», — рассуждает собеседник «Особой буквы».
Святенков не исключает, что такая тактика поведения может оказаться более действенной и выигрышной для властей, поскольку Удальцову будет труднее привлекать внимание общественности к своему делу.
Кроме того, по мнению политолога, вряд ли оппозиционеру сейчас грозит арест. Причины все те же: посадка в тюрьму достаточно известного политика приведет к международному скандалу, а также к превращению Сергея Удальцова в лидирующую фигуру протеста.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов