В сентябре 2012 года Геннадия Гудкова лишили депутатского мандата по обвинению в незаконном осуществлении предпринимательской деятельности. Для всех было очевидно, что решение Государственной думы в лице «Единой России» и ЛДПР убрать эсера из нижней палаты — предупреждение парламентским оппозиционерам: мол, не выбивайтесь из системы и особенно не сближайтесь с «несогласными».
Являясь постоянным участником акций протеста и своего рода голосом «рассерженных горожан» в Госдуме, Гудков был одним из немногих, чьи выступления на Болотной и Сахарова не прерывались свистом. Но современная реальность жестока: расставшись с Думой, справоросс стал стремительно терять популярность. Не потому, что он в одночасье разонравился протестному электорату, а просто потому, что выпал из каждодневной новостной ленты. И выдвижение в качестве единого кандидата от оппозиции, безусловно, его туда вернет. Как вернет и в политическое поле, где на него тут же обрушится государственная пропагандистская машина в виде уже известного компромата о бизнесе, обманутом болгарском партнере и кучи всякой всячины.
Но не компромат является главной проблемой. К сожалению, очевидно, что Геннадий Владимирович будет проигрывать энергичному Андрею Воробьеву в силу возраста и облика вальяжного чиновника. «Рассерженных горожан» и в Подмосковье немало, но больше все же избирателей, совсем далеких от политики и делающих свой выбор по принципу «лишь бы не хуже». Нельзя забывать, что Московская область к сентябрю следующего года будет жить в режиме «новый глава» уже второй год. Громов — Шойгу — Воробьев… А народ наш, как известно, большой фанат стабильности, нового хочет лишь при условии, что при старом уже никак. Успеет ли Воробьев за год совершить роковые ошибки? Вряд ли.
С другой стороны, нельзя забывать, что негативное восприятие власти в стране растет. Это, конечно, дает Гудкову шанс, который из призрачного станет реальным в том случае, если его поддержат системные партии. Как пишет «Независимая газета», о кандидатуре Геннадия Гудкова одобрительно высказались в компартии. «Решение о том, пойдем ли мы на выборы сами или поддержим кандидатуру со стороны, пока не принято», — заявил изданию депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев. Он в принципе не исключил поддержку коммунистами и Гудкова: «Это будет зависеть от его команды. Подмосковью нужен крепкий хозяйственник. В этом минус Гудкова, к которому как к политику у нас претензий нет».
А вот с родной для Геннадия Владимировича «Справедливой Россией» возможны проблемы. Там и так сейчас полный раздрай, а что будет через год, вообще непонятно. Тем более что лояльные к власти эсеры считают Гудкова одной из причин негативного отношения Кремля к партии. Но электорат «СР», скорее всего, отдаст ему голоса, даже если вся партия кандидатуру своего товарища и не одобрит.
Как показали выборы в Химках, кандидат, не поддерживаемый хотя бы одной парламентской партией, обречен на провал. И здесь Немцов прав: у Гудкова шансов на коалиции намного больше, чем у любого из известных оппозиционеров. Тот же Алексей Навальный вряд ли договорился бы с КПРФ, среди руководства которой многие работали с Гудковым по десять лет. К тому же эсер избирался по одномандатным округам именно от Подмосковья, а значит, наработал множество неформальных связей с местными властями.
Так что позиции Гудкова как кандидата в губернаторы не сильны, но и не слабы. Хотя многое будет зависеть не от него лично. Провалится Воробьев в качестве главы Московской области — у оппозиционера будет зеленый коридор. Сумеет он заручиться голосами коммунистов — добавим еще 20 процентов избирателей. Подберет команду, построит грамотную избирательную кампанию — еще плюс в копилку бюллетеней. Факторов слишком много, чтобы дать даже приблизительный ответ на вопрос о шансах на избрание.
Павел Салин, политолог
Я не знаю, что будет со «Справедливой Россией» через полгода. Ее сейчас активно разваливают, и чаша весов не на стороне Сергея Миронова и Николая Левичева. Шансы же у самого Геннадия Гудкова выйти на выборы весьма и весьма высокие.
Мы видим, что власть сегодня взяла курс на образцово-показательную регистрацию оппозиционеров с образцово же показательным их провалом на выборах. Поэтому в ее интересах зарегистрировать кандидата, засветившегося в различных скандалах, имеющего имидж оппозиционера, и потом его провалить. Здесь вся мощь бюрократической машины будет брошена против Гудкова.
Октябрьские губернаторские выборы были хоть и несколько «кастрированными», но достаточно репрезентативными. Они показали, что сейчас для действующего губернатора и власти в целом основной риск — раскол в самих элитах. И в Рязани, и в Брянске, где наблюдалась какая-то интрига, такой раскол был. Если его не будет, весь ресурс в Московской области начнет работать на кандидата от власти, которым является Воробьев.
По ситуации на нынешний день покровителям Воробьева удалось достигнуть договоренности со всеми влиятельными элитными группами о том, что мешать ему они не будут. В такой ситуации для власти идеальна схема: Воробьев против Гудкова и резонансный провал последнего, что будет свидетельствовать о поддержке избирателями курса Владимира Путина. Так что у экс-депутата идеальные шансы зарегистрироваться и не менее идеальные — провалиться.
Гудков находится под прессингом своей предыдущей ошибки, когда он, будучи абсолютно интегрированным политиком и успешным бизнесменом одновременно, желая повысить свой статус, сделал неправильную ставку на протестное движение и проиграл. Сейчас перед ним стоит задача как-то сохраниться «в обойме».
У меня такое ощущение, что в КС в настоящее время идет серьезная борьба за сферы влияния. Сюда прошли Навальный с командой поддержки и отдельные оппозиционеры без таких команд. Гудкова пытается таким выдвижением «слить» победившая на этих выборах группа, выдвигая на заранее провальный фронт работы. Сам же политик находится в очень сложной ситуации: откажет — пойдет в оппозиционной тусовке вниз, но сейчас; не откажется — пойдет ко дну, но месяцев через десять.
Геннадий Гудков, политик
Авторство идеи выдвижения на пост главы Подмосковья принадлежит моим коллегам по Координационному совету оппозиции. Именно они ее предложили, я же не буду отрицать, что мысль мне понравилась. Единого решения всех членов КС не было, вопрос так не ставился. Это точка зрения ряда моих коллег, я благодарен им за поддержку.
Считаю, что у кандидата от объединенной оппозиции — как системной, так и несистемной — есть все шансы на победу. Но, несмотря на то что идея сама хорошая, она требует, безусловно, партийно-политической поддержки. Потому что в соответствии с законодательством Московской области здесь в выборах на должность губернатора могут принять участие лишь кандидаты от политических партий. Никаких инициативных групп, общественных организаций. Я буду обязан и собираюсь обратиться к своим коллегам по партии «Справедливая Россия», товарищам, руководству с предложением рассмотреть возможность такого выдвижения. С учетом большой огласки, которую получила идея, планирую сделать это в ближайшее время.
Конечно, обсуждаться данный вопрос в партии будет не раньше января-февраля следующего года. Да и то это будут предварительные дискуссии. Выдвижение же кандидата состоится ориентировочно в мае. Хотелось бы поговорить о возможности именно моего участия в выборах главы Подмосковья пока как о рабочем варианте.
Поддержку чувствую. Обращается много людей, как членов «СР», так и других политических партий, общественных организаций, представителей оппозиции.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов