Как Дума обсуждала и принимала «антизакон Магнитского»: репортаж с Охотного Ряда

Ксения ФЕДОРОВА,

парламентский корреспондент «Особой буквы»

Россия закрылась от Америки и Магнитского

Россия закрылась от Америки и Магнитского
Дума почти единогласно (лишь два голоса против) приняла в первом чтении «антизакон Магнитского». Не исключено, что документ в будущем получит имя двухлетнего Димы Яковлева, который умер на солнцепеке в автомобиле своего американского приемного отца.
14 декабря 2012
Парламентарии считают, что документ должен стать для россиян, находящихся за рубежом, моральной поддержкой и инструментом защиты их прав.

Спустя четыре дня после внесения в Государственную думу законопроекта «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан Российской Федерации», депутаты приняли его в первом чтении. Его авторами стали спикер нижней палаты Сергей Нарышкин, а также лидеры всех думских фракций. Представляя в пятницу документ коллегам, глава комитета по госстроительству, единоросс Владимир Плигин сообщил, что к авторству законопроекта присоединились уже 381 депутат и 138 сенаторов.

Суть проекта «симметричного ответа» Москвы на принятый в США «закон Магнитского» заключается в том, что въезд в нашу страну будет запрещен для американских чиновников и правоохранителей, которые вынесут необоснованные и несправедливые приговоры в отношении россиян либо поспособствуют освобождению от ответственности обидчиков граждан РФ. Кроме того, им будет грозить арест финансовых активов в России.

Такие меры, заявил Плигин, послужат моральной поддержкой нашим людям, попавшим в непростое положение за рубежом.

Очень жаль, что Госдума обеспокоилась судьбой российских детей, страдающих от иностранных усыновителей, только после принятия «закона Магнитского. Пока власти США не поставили под угрозу деловые интересы российских чиновников, «слуги народа» не переживали по этому поводу. А ведь проблема существует давно и стоит остро. (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ)

«В настоящее время участились случаи, когда вне территории Российской Федерации российские граждане подвергаются противоправным действиям. В особенности об этом трудно молчать, когда речь идет о детях», — объяснил депутат причину появления данного законопроекта. По его словам, до этого Россия «проявляла мудрое терпение», пытаясь решить сложные ситуации, используя «инструментарий международных переговоров», но добиться результата получалось не всегда. В связи с этим необходимо перевести решение проблемы из политической плоскости в плоскость юридическую и создать системное законодательство, позволяющее защищать наших граждан за рубежом

Принципиальной критики на законопроект не прозвучало. Скорее, парламентарии были недовольны слишком мягким вариантом законопроекта. Подобную мысль озвучил Сергей Иванов от ЛДПР:

«Американцы, принимая закон имени Магнитского, говорят: ребята, мы не будем пускать на территорию США, а также будем замораживать и арестовывать активы тех людей, которые изгаляются в России над россиянами. Мы в своем законопроекте пишем по-другому, что мы не будем пускать на территорию РФ, а также будем арестовывать активы тех людей, которые обижают россиян на территории США. Не совсем адекватный ответ».

Либерал-демократ недоумевает, почему в законопроекте идет речь только о нарушениях прав россиян на территории США. «У нас защита государства гарантирована каждому нашему гражданину, где бы он ни находился», — напомнил Иванов и добавил, что надо, чтобы это распространялось на нарушения прав россиян во всех странах мира.

Схожий вопрос интересовал и главу думского комитета по международным делам Алексея Пушкова, который поинтересовался у Владимира Плигина, как будет действовать РФ, если аналоги «закона Магнитского» появятся и в других странах — например, Великобритании. От прямого ответа Плигин предпочел уклониться, сказав, что не станет пытаться предсказывать развитие событий: «Я надеюсь очень искренне, что у политических кругов, партий, парламентов стран будет очень выверенная позиция, уважающая позицию РФ, уважающая главный принцип международного права — принцип суверенитета».

Коммунист Александр Кравец поделился ощущением, что рассматриваемый законопроект появился только после «пресловутого» «закона Магнитского», когда были затронуты интересы определенного круга людей, имеющих госстатус (чиновников, судей), хотя и до этого были безобразия в отношении россиян. Но докладчик Плигин, признав, что принятие американцами закона действительно сыграло определенную роль в появлении рассматриваемого документа, предложил все-таки сосредоточиться на правозащитной функции правового акта. Он напомнил, что МИД РФ уже создал фонд, который должен оказывать помощь гражданам нашей страны, столкнувшимся с проблемами за рубежом.

Депутат от ЛДПР Елена Афанасьева заявила, что принятие Россией ответного закона —«вынужденная мера». По ее мнению, американская сторона пытается присвоить себе роль функции международного судьи, где органы власти США во внесудебном порядке определяют причастность лиц к совершению преступлений. При этом, остановившись на проблеме защиты прав усыновленных детей, она предложила назвать российский закон именем Димы Яковлева, который умер на солнцепеке в автомобиле своего американского приемного отца.

Справедливоросс Александр Тарнавский (тот самый, который получил мандат изгнанного из Думы Геннадия Гудкова) заявил, что его фракция будет поддерживать законопроект, считая американский «закон Магнитского» недружественным вызовом в отношении России:

«Мы считаем, что так себя с партнерами не ведут. Мы полагаем, что это провокация, на которую мы вынуждены дать достойный ответ. А судьи-то кто? В последние дни, наверное, в средствах массовой информации много вы прочитали не только о ситуации с Виктором Бутом, не только о летчике Ярошенко, но были предъявлены общественности вопиющие факты гибели наших российских детей, граждан России, усыновленных в американских семьях. При том что во многих случаях американцы-усыновители не понесли должного наказания. Это и Дима Яковлев, и Иван Скоробогатов, и многие-многие другие. По данным уполномоченного по правам ребенка, это свыше 20 детей, погибших в США, где усыновители не понесли должного наказания».

Однако позицию фракции «Справедливая Россия» не разделяет эсер Дмитрий Гудков. Несколько дней назад он высказал мнение, что «закон Магнитского» носит пророссийский характер. Свою позицию парламентарий объяснил тем, что российские чиновники захватили ряд предприятий, а затем по мошенническим схемам вывели 5,5 млрд рублей. И американский закон стал ответом на бездействие российской правоохранительной машины.

С ним соглашается и его коллега Илья Пономарев, по мнению которого, «закон Магнитского» вовсе не направлен против нашей страны:

«Он помогает российскому правосудию бороться с коррупцией. А истерика вокруг американского закона как раз вызвана теми людьми, которые боятся действия этого документа. И российский ответ приведет к тому, что РФ придется после этого забыть об иностранных инвестициях. И не только об американских, но и, например, от европейских компаний, где есть хотя бы один американский акционер».

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов