Начинался 2012 весьма интересно: власть настолько испугалась роста протестного движения после декабрьских выборов в Госдуму, что готова была посулить оппозиции если не все, то многое: возвращение выборности губернаторов, упрощение регистрации партий и отмену сбора подписей избирателей для участия в выборах.
Но уже спустя несколько месяцев правящая элита свела все свои обещания на нет, хотя и сохранила красивую оболочку в виде названий правовых актов. Закон о выборности губернаторов получился для власти идеальным. Представителю любой партии, кроме правящей, преодолеть предварительные фильтры — сбор подписей в поддержку от муниципальных депутатов и неопределенные консультации с президентом — абсолютно нереально.
Упрощение регистрации партий на практике обернулось фарсом: расплодившиеся партии-спойлеры — наглядный тому пример.
Ничего не изменилось в Госдуме даже с потерей «Единой России» конституционного большинства. Это стало ясно в момент принятия «антимитингового», закона — ответа внесистемной оппозиции на майский «Марш миллионов», закончившийся потасовкой с полицией и «оккупаями». Эсеры и коммунисты, противившиеся ужесточению правил проведения таких акций и наказаний за нарушения, не придумали ничего более эффективного, как откровенно троллить законопроект, внося в него сотни поправок. «Итальянская забастовка» на Охотном Ряду результата не дала — единороссы быстро сократили время, отведенное на обоснование предложений, но кровь правящей партии все же попортили — принятие закона растянулось до полуночи. А в сентябре «ЕдРо» и вовсе обезопасило себя от подобных демаршей со стороны оппозиции, внеся изменения в регламент своей работы. Теперь поправки можно группировать, и обсуждаться они могут блоками, что неизменно приводит к экономии столь ценного для слуг народа времени.
Завершающими аккордами весенней сессии стало принятие закона об НКО — иностранных агентах, «черных списках» запрещенных сайтов и возвращение статьи «Клевета» в Уголовный кодекс, откуда за семь месяцев до этого Дмитрий Медведев отправил ее в КоАП.
А вот начало осенней сессии для Госдумы стало переломным моментом. Власть продемонстрировала оппозиции, кто в Думе хозяин и что любой неугодный депутат может вылететь из нее как пробка в два счета. Геннадий Гудков поплатился своим мандатом за якобы «предпринимательскую деятельность», за это голосовали единороссы и либерал-демократы.
Казалось, что уже ничем законотворцы россиян удивить не смогут и силы у них, к счастью, подошли к концу. Но нет. Неожиданно грянул гром — американцы приняли «закон Магнитского». Депутаты не стали тянуть с «ассиметричным ответом» — оперативно был принят самый скандальный и одиозный законопроект года, запрещающий гражданам США усыновлять российских сирот.
Каждый раз, когда Госдума принимает очередной реакционный закон, гражданское общество горестно вздыхает: «Ну все, приехали, это уже дно, дальше опускаться некуда». И каждый раз потом выясняется, что пределов у реакционности и мракобесия не существует, и депутатский корпус продолжает удивлять публику вновь и вновь. Возможно, в 2013 году в бывшем здании Госплана на Охотном Ряду еще будут одобрены инициативы, по сравнению с которыми «закон Димы Яковлева» покажется довольно безобидной штукой.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Роман Попков