Владимир Путин законодательно утвердил досрочное увольнение губернаторов

Комментирует Алексей Титков,

политолог Высшей школы экономики, специалист в области региональной политики

Генерал-губернаторы песчаных карьер

Генерал-губернаторы песчаных карьер
Отныне жалоба федерального министра может стать основанием для досрочного увольнения главы региона. Похоже, Кремль решил снять с себя ответственность за непопулярные решения и подстраховаться на случай, если будет выбран «неправильный губернатор».
14 января 2013
Члены правительства отныне могут предлагать главе государства уволить любого губернатора за ненадлежащее исполнение им своих полномочий. Соответствующий указ подписал 14 января президент, на укрепление власти которого, по мнению экспертов, и будет работать данное новшество. Во всем этом можно было бы увидеть и плюсы, если бы не сам текст документа, где нет четких критериев для жалобы на главу региона. А там, где формулировки расплывчаты, всегда есть место и для коррупции, и для сведения личных счетов, и для политиканства, и для банальных интриг.

 

Сейчас для отправки губернатора в отставку президенту достаточно заявить об утрате к нему доверия. Именно главе государства приходится быть единоличным инициатором смены власти в регионе, что вызывает шквал критики при каждом таком случае. Нововведение позволит первому лицу быть как бы над схваткой и снять с себя часть ответственности за пертурбации.

В указе сказано, что министры могут выйти с предложением об отставке, если губернатор ненадлежащим образом исполняет те полномочия, которые переданы были с федерального уровня. Но перечня полномочий в документе нет. Да и остальные формулировки крайне расплывчаты.

В принципе, на этом обсуждение смысла указа Владимира Путина можно было бы закончить — любой правовой акт с более чем одним-единственным толкованием в нашей стране порождает разного рода махинации. Видимо, такова специфика современного российского права. Но разрешение министрам жаловаться на губернаторов все же не правовой, а политический вопрос.

Ведь ясно, что самостоятельно ни один член кабинета министров ни на какого губернатора кляузу не подаст — это будет делаться только с согласия президента и по предварительным договоренностям. Зато обставлено будет куда более убедительно, чем, например, отставка Юрия Лужкова, когда москвичи недоумевали, а что это за зверь такой — «утрата доверия».

Кроме того, сам факт указа — дополнительный крючок для глав регионов, особенно дотационных. Ясно, что найти недостатки в работе губернаторов может любой федеральный чиновник, особенно если область, край или республика целиком зависят от бюджета. Вот представьте ситуацию, когда субъект Федерации держится на какой-то одной отрасли: металлургической, текстильной и тому подобное. В таких субъектах чиновники профильного министерства и так значат больше, чем римский кесарь, — именно от их решений зависит благосостояние региона. И указ президента дает им не просто все козыри, а еще и джокер — губернатора теперь можно пугать, шантажировать, менять и тому подобное.

Серьезно рассматривать новый документ как еще один инструмент для борьбы с децентрализацией нельзя — эта проблема не решается вопросом, чья жалоба круче.

Ну и, конечно, путинский указ — еще одна страховка на случай избрания нежелательных глав регионов. Как бы то ни было, они теперь не назначаются. А при всей смазанности механизма подсчета голосов и процедуры выдвижения кандидатов — лишние бонусы власти не помешают.

Комментирует Алексей Титков, политолог Высшей школы экономики, специалист в области региональной политики

Новая норма выглядит не как усиление федеральной власти, поскольку инструмент отставки остается тот же самый — указ президента в связи с «утратой доверия». Здесь, скорее, попытка несколько формализовать, упорядочить процедуру ухода губернатора. Политическое решение в любом случае будет принимать президент. Министры же будут всегда, кроме ситуаций чрезвычайных конфликтов, советоваться с ним, прежде чем обращаться публично с таким требованием. Точно так же как главы регионов после введения системы, по сути, назначений быстро убедились, что перед обращением к главе государства с просьбой их назначить нужно предварительно получить от него негласное «добро».

Вспоминается в этой связи история с Юрием Лужковым, который ушел со своего поста как раз «в связи с утратой доверия». Тогда общественность этим механизмом осталась очень недовольна. Теперь ясно видна схема: губернатор проштрафился, министры попросили главу государства его уволить и тот по этой просьбе, разобравшись в ситуации, так и поступил. В общем, это форма обосновать отставку главы региона.

Для самих губернаторов данный вариант весьма удобен, если сравнивать его с иными перспективами: например, с уходом в связи с возбуждением в их отношении ряда уголовных дел, которые после неминуемой отставки никуда не денутся. Так что вариант «в связи с утратой доверия» по последствиям для глав регионов более мягок.

В соответствии с указом губернаторы получат право жаловаться на местных руководителей федеральных органов власти. Это некоторая компенсация за возврат выборов глав регионов и утрату ими некоторого влияния на данных чиновников. Получается, что при назначении власть у губернаторов, влияние было больше — они позиционировали себя в качестве таких же людей «из центра», как часть президентской вертикали, имели рычаги влияния на региональных чиновников федеральных ведомств. Теперь таких рычагов с первого взгляда нет, так что данный инструмент в некоторой степени выравнивает ситуацию.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов