Мы-то привыкли совсем к другому: региональные депутаты и чиновники уже долгие годы ведут себя, как статисты, штампующие директивы Кремля, верные главе региона ровно до тех пор, пока Москва этим главой довольна. И вдруг такая несдержанность от, казалось бы, смирных людей, воспитанных годами «вертикали».
«До выборов главы республики осталось совсем немного времени, они должны пройти осенью, а тут внезапную интригу федеральный центр подбрасывает», — говорит в интервью «Особой букве» координатор интеллектуального клуба «Кавказский круг» гражданский активист Назир Магомедов. Он характеризует своего однофамильца, главу республики Магомедсалама Магомедова, как абсолютно устраивающую дагестанские элиты фигуру.
При этом Назир Магомедов отмечает, что популярность лидера Дагестана в народе и популярность его в элитах — вещи несопоставимые:
«В народе этот политик непопулярен, никаких достижений на его счету нет. Он является тенью своего отца Магомедали Магомедова — последнего советского и первого постсоветского руководителя республики, невозможно надеяться, что он будет реформатором, способным бороться с клановостью, коррупцией. Мы не видим сегодня никаких народных выступлений в поддержку Магомедова, поэтому говорить о том, что Дагестан чем-то возмущен, восстал, защищает своего главу, неуместно. Возмущены элиты, народ в этой истории вообще не является субъектом политики».
По словам Назира Магомедова, усталость от нынешних республиканских элит настолько велика, что многие люди уже вполне согласны с назначением на пост «варяга»: «Пришлите к нам уже какого-нибудь нормального русского из Москвы, не связанного с кланами, не погрязшего в махинациях».
Вполне возможно, именно отталкиваясь от таких настроений и соображений, федеральный центр прислал в прошлом году в Дагестан вице-премьером того, кого сам считает «нормальным русским», — Олега Липатова, генерального директора ОАО «Нафта-Москва», которого некоторые СМИ считают человеком, близким к сенатору от Дагестана Сулейману Керимову.
Комментирует Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России
Сама ситуация некоего возмущения планами федерального центра по замене одного главы северокавказской республики другим примечательна. Здесь нужно понимать, что протестуют люди не в пользу нынешнего главы региона, а против предлагаемой вместо него кандидатуры. На 90 процентов происходящее — это протест против Рамазана Абдулатипова.
Магомедсалам Магомедов не особенно популярен среди местных жителей. Пользуется он в решении вопросов и управлении ресурсом своего отца Магомедали Магомедова. Никто не отмечает и какую-то особую одаренность или полезность Магомедова-младшего для региона.
Но Абдулатипов для местных — варяг, присланный из Москвы. Он лишь номинально, по происхождению, по внешности, является дагестанцем. Сам же дагестанцем себя не считает, всегда говорил о дагестанцах «они». Так что в республике Рамазан Абдулатипов воспринимается, говоря на украинском сленге, как «москаль».
Абдулатипов — креатура крайне неаккуратная в политических вопросах. Он скандально проявлял себя еще на посту посла России в Таджикистане. Позволял себе высказывания в националистическом, расистском ключе, которые провоцировали резко негативную реакцию таджикской стороны, истеблишмента. Да и до этого послужной список Абдулатипова не оставляет никаких сомнений относительно того, что это за человек. Его назначение на пост главы Дагестана провокационно и может привести к максимальной дестабилизации ситуации в республике, срыве ее в хаос.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов