7 февраля Россия начала отсчет времени до Олимпиады-2014. Ровно через год в Сочи должно состояться открытие соревнований, которые уже вошли в историю как самый затратный олимпийский проект в мире. Но все больше и больше россиян начинают сомневаться: а сможет ли страна вообще провести Игры?
Когда 4 июля 2007 года в Гватемале МОК объявил Сочи местом проведения Олимпиады и ликующие толпы вывалили на улицы российских городов, наши граждане сразу знали, что за спортивный праздник придется дорого заплатить. Очень дорого! Но, несмотря на редкие голоса скептиков и пессимистов, утверждавших, что Россия не готова к столь масштабному строительству, граждане были уверены: в лепешку разобьемся, а Олимпиаду проведем так, как никто другой.
И подобные настроения возникли не на пустом месте. Многие помнят, как перед Играми-80 в Москве были не только с нуля возведены дворцы спорта и прорыты гребные каналы, но и налажено производство «Пепси», открыты гостиницы, универсамы самообслуживания и курсы переводчиков. Да много чего было сделано, причем в самые кратчайшие сроки, как всегда в аврале и почти панике. Знаменитый фестиваль молодежи и студентов тоже добавлял оптимизма: он проходил с таким размахом и на таком уровне, что даже гости из капстран — США и Европы — были в восхищении.
Конечно, зная о вечной нашей беде, емко сформулированной Карамзиным: «воруют!», никто не сомневался, что коррупция съест половину бюджета проекта. А может, и того больше. Граждане были готовы терпеть и неудобства, понимая, что Сочи не Лондон, где первостепенное значение играет комфорт для своих, а не показуха для чужих. Предполагали, что «за 101-й километр» выселят не только проституток и бомжей, но и просто тех, кто «лицом не вышел». Тем не менее пресловутая гордость от мысли «мы лучше всех умеем принимать гостей» заставляла забыть обо всех минусах.
Но за год до открытия Олимпиады страна со страхом поняла: Кремль может разбиться в лепешку, вкачать еще несколько миллиардов в стройку, но гарантировать достойное проведение Игр неспособен.
Кажется, в среду это осознал и президент, который даже не пытался скрыть своих эмоций. Вглядитесь в лицо Путина.
Что мы имеем на сегодняшний день? Сухие, но красноречивые цифры. По состоянию на 1 января 2013 года прогнозный объем финансирования строительства олимпийских объектов и реализации связанных с ним мероприятий составляет 1 трлн 525 млрд 900 млн рублей. С начала реализации программы «Олимпстрой» затратил 111 млрд 700 млн рублей, инвесторы — 737 млрд, администрация Краснодарского края и Сочи — 77 млрд 700 млн, федеральные органы исполнительной власти — 209 млрд 700 млн рублей. Еще летом 2012 года иностранные эксперты оценивали расходы на организацию Игр в Сочи в 35 млрд долларов, но действительность уже превзошла все, что только можно.
Еще в 2010 году сотрудники Следственного комитета по Краснодарскому краю возбудили 27 уголовных дел о фактах коррупции во властных структурах и в компаниях в период подготовки к проведению Олимпийских игр. Вследствие предоставления подложных документов обвиняемыми по данным уголовным делам в период 2007—2010 годов получены денежные средства на общую сумму в размере свыше 23 млн рублей.
В августе 2012 года были возбуждены уголовные дела по фактам хищения бюджетных средств при строительстве олимпийских объектов. В одном случае было предотвращено хищение 2,5 млрд рублей при строительстве санно-бобслейной трассы, в другом — 5,6 млрд при возведении центрального стадиона. В обоих случаях речь идет о завышении сметы при строительстве объектов, выявленном в результате проверки Счетной палатой. Общее превышение сметы по четырем объектам составило 17,7 млрд рублей, но дела были заведены пока только по двум случаям.
И это, как мы понимаем, только малюсенькая верхушка айсберга. Поймали мелких сошек, ставших разменными монетами в больших коррупционных играх (буквально — коррупционных Олимпийских играх) больших дядей. Никто из, как принято говорить, «серьезных людей» в общем-то не пострадал. Отставки и «плановые» смены руководителей не в счет.
Однако все это было бы не так уж и важно, если б город был готов к соревнованиям. Ну хоть на 70 процентов готов. Но ведь и этого нет. Не построены трамплины для лыжников, о качестве других объектов остается только догадываться, глядя на лицо главы государства. Дороги в Сочи утопают в грязи, гостиниц среднего класса нет. Инфраструктура — почти нулевая.
Да и строить некому: бизнес бежит от Олимпиады как черт от ладана, не желая даже сверхприбылей — двойных, тройных, четвертных, каких угодно. Источник «Особой буквы» в одной из строительных компаний, занимающихся возведением отелей, объяснил происходящее так:
«Мы просто не можем. У нас нет нормальных технологий для быстрого возведения сейсмоустойчивых домов в субтропиках, нет квалифицированных рабочих, а гастарбайтеры качественно делать не умеют. Мы лучше откажемся от всех супербонусов, чем будем отвечать за обвалы».
Безусловно, какие-то компании государство найдет или заставит, но это будут фирмы второго порядка…
Как в России обычно и бывает, наши граждане сложившуюся в Сочи ситуацию почувствовали нутром. Вот отличный футбольный пример.
Во время чемпионата мира в ЮАР типичный болельщик мыслил примерно так: «Ну если африканцы все успели достроить, то мы-то и подавно смогем!» Теперь же многие люди испытывают чувства, хорошо знакомые фанатам российской футбольной сборной: когда она проигрывает со счетом 0:3, хочется, чтобы ей запинали еще 10.
Необъяснимое желание испить позор до дна появилось и по отношению к Олимпиаде: пусть уж мы с оглушительным треском провалимся, и все увидят, что мы ни на что не способны.
Это совсем не антипатриотический настрой и не ненависть к родине. Это возведение в культ собственной никчемности, но в масштабах страны.
Конечно, очень хочется верить, что, даже докрашивая забор за пять минут до зажигания Олимпийского огня и латая в последний момент выбоины на асфальте, мы все же насладимся спортивным праздником. Хотя надежды на это почти не осталось. Даже, возможно, у главного вдохновителя всей олимпийской эпопеи — Владимира Владимировича Путина.
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России
Эта тема — большая стройка в Сочи и приезд туда с проверкой Владимира Путина — сегодня активно обсуждается как в экономической, так и в политической среде. Не остались в стороне и мы — борцы с коррупцией.
Не так давно я высказывался относительно средств, израсходованных на подготовку к саммиту АТЭС. Я говорил, что скоро дойдет дело и до обсуждения ситуации со строительством объектов Олимпиады-2014. Вот это время и пришло.
Все это — яркая иллюстрация того, что бюрократическая элита давно поставила личные интересы выше интересов дел, которые поручаются руководством страны. Здесь они просто оборзели.
Вот, к примеру, заинтересованные лица ссылаются на то, что часть денег привлечена со стороны — не из бюджета России, а из Сбербанка. Но ведь деньги Сбербанка — это деньги граждан, вкладчиков, они должны «отбиваться» в рамках проекта, в который были вложены.
Не знаю, как теперь будет проходить подготовка к грядущим соревнованиям. Очевидно, что готовность объектов на низком уровне. Наверное, президент изыщет дополнительные возможности, но речь опять идет о бюджетных деньгах. То есть мы с вами будем платить. А кто-то уже построил себе на выделенные средства яхты, виллы, дворцы.
Впрочем, уверен, Владимир Путин напрямую обратится и к тем, кто занимался разворовыванием денег в Сочи. А это ни много ни мало около двух третей средств из потраченного на Олимпиаду триллиона с лишним рублей.
В связи с посещением Сочи президентом стоит ожидать не только кадровых выводов, но и решений, лежащих в правовом поле. Причем это станет лишь началом. Вероятно, начнется выстраивание общей жесткой системы принуждения бюрократии к порядку, потому что другого выхода у главы государства просто нет.
Кстати, страны Западной Европы, куда украденные в Сочи деньги и поступают, в происходящем у нас заинтересованы. Поэтому там никто особо и не выступает ни по поводу коррупции конкретно при подготовке к Олимпиаде-2014, ни по поводу коррупции в России вообще.
Павел Салин, политолог
Накануне Нового года, давая некий прогноз относительно нашего политического будущего, я упомянул, что нас ждет период турбулентности, всплеска протеста граждан по каким-то отдельным, порой неожиданным поводам. Но не думаю, что срыв проведения Олимпиады-2014 в Сочи может стать таким событием. На нее выделены огромные деньги, которые работают даже с учетом колоссальной коррупционной ренты.
Скандалы вокруг Игр будут служить предлогом для сведения счетов внутри элиты, а не между элитой и населением. Если они и негативно отразятся на настроении граждан, то лишь косвенно: наши спортсмены могут завоевать меньше медалей, чем предполагается. В любом случае серьезно на общественно-политическую ситуацию в стране это не повлияет.
Хотя сроки сдачи объектов и срываются, не сомневаюсь, они будут достроены, а Олимпиада состоится.
Катализатором всплеска протеста, недовольства станут другие события, связанные с отказом властей от последних социальных гарантий граждан, оставшихся еще со времен СССР. Из последних законов, принятых в данной связи, — обязательство жильцов самим платить за капремонт зданий, в которых находятся их квартиры. И, конечно, рост недовольства будет обусловлен этнополитическими причинами, но не Олимпиадой, нет.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов