19—20 февраля в думской фракции «ЕР» прошел настоящий «звездопад». Во вторник по собственному желанию отказался от мандата Василий Толстопятов, заместитель председателя думского комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Сам экс-депутат никак не объясняет свое решение, но политологи вспоминают, что представители оппозиции подозревали его в совмещении законотворческой деятельности с предпринимательской.
В среду стало известно, что ряды фракции намерен покинуть Анатолий Ломакин, член комитета по финансовому рынку. Уже 22 февраля он может официально сложить мандат. Примечательно, что Ломакин не является в полном смысле этого слова народным избранником: он стал депутатом в августе 2012 года вместо отказавшегося от мандата Юрия Трутнева, помощника президента РФ. Официальная версия «саморазмандачивания» Ломакина — необходимость поправить здоровье.
Lenta.Ru отмечает, что за свое недолгое депутатство Ломакин успел поучаствовать в разработке единственного законопроекта — запрета на усыновление российских сирот гражданами США. Куда солиднее его достижения в сфере бизнеса. Анатолий Ломакин — владелец и генеральный директор ЗАО «Международная калийная компания», член совета Международной ассоциации удобрений IFA (Франция), член Комитета по производству и международной торговле IFA, кандидат экономических наук, платиновый жертвователь Фонда Ассоциации выпускников МГИМО. Он входит в рейтинг Forbes с 2008 года. В 2010 году Ломакин занимал 51-е место с состоянием 1 300 000 000 долларов США. В 2011 году Ломакину принадлежали доли в ОАО «Уралкалий», ЗАО «Сотрудекс», «Лемпира СА», ООО «Технопром-Лимен», «Синда Экспортасионес», ООО «Андерфилд Сервис Лимитед», ООО «Самелберг Энтерпрайсес Лимитед».
Если верно предположение, что единороссу предложили выбрать между депутатством и бизнесом, неудивительно, что он выбрал второе.
Самой крупной и яркой падающей звездой стал Владимир Пехтин, после недолгого сопротивления сложивший депутатские полномочия. Собственно, звездой этого политика сделала информационная атака со стороны Алексея Навального, который предал гласности заокеанские владения депутата.
Предположим, вслед за Павлом Салиным, что блогер выступал в роли «киллера» одной из группировок в «войне кремлевских башен». Но тогда получается, что пресловутая «война башен», о которой мечтали либералы в годы формального президентства Медведева, не миф, а реальность. И она идет довольно жестко. Проштрафившихся депутатов не защищают, а принуждают к номенклатурному харакири. Не стоит думать, что российская власть отказалась от принципа «своих не сдаем». Просто не все формальные члены партии и фракции «ЕР» для Кремля свои.
Кажется, Дмитрий Медведев тоже не является в достаточной степени своим. Мало того, что с приходом нового-старого хозяина в Кремль о недавнем главе государства многие демонстративно забыли. Ему теперь припомнили, что это он привел на олимпийские стройки «товарища Билалова», который хотя и завысил стоимость объектов, все равно ухитрился сорвать сроки их сдачи. За провал зимней Олимпиады, если она действительно провалится, Дмитрий Анатольевич может поплатиться весьма жестоко.
Перейдя в оппозицию, хотя бы формальную и во главе с Медведевым, «Единая Россия» сможет сохранить часть прежних сторонников и приобрести новых. Смесь консервативной, умеренно-либеральной и популистской риторики, смелая критика самых непопулярных персон и действий власти не худшая стратегия. Добавьте сюда информационные, финансовые и административные активы — что бы ни говорили скептики, а оппозиционная «Единая Россия» имеет шансы на успех!
«Единой России» сейчас выгодно уйти в оппозицию не формально, а в прямом смысле, — считает Константин Крылов, писатель и публицист, один из лидеров Национально-демократической партии. — Самое выгодное — превратиться в оппозиционную партию, выступить против нынешнего курса, сплотиться вокруг Медведева или другого лидера. Но я исхожу из того, что «Единая Россия» не обладает моральным потенциалом и политической волей для такого решения. Прежде от Медведева ждали, что у него вот-вот вырастут яйца и он, бряцая ими, пойдет на Путина, но у него ничего не выросло. Так и «Единая Россия». У нее репутация ниже плинтуса и уж точно ниже Путина, которого считают алчным тираном и самодуром, но, по крайней мере, не подозревают в политической импотенции. А «Единая Россия», с точки зрения большинства населения страны, несет на себе печать этого порока».
Крылов считает, что «Единая Россия» при наихудшем для нее раскладе предпочтет медленно угаснуть, расползтись. В какой-то мере она повторит судьбу КПСС, с той лишь разницей, что из нее не вырастет новой КПРФ.
За время своего господства «медведи» укрепили полезные связи, получили в свое распоряжение немалые средства. Используя накопленный запас прочности, они попробуют «пересесть в другие кресла», пожертвовав партией. Между тем, считает Крылов, «достаточно двух-трех решительных людей, чтобы повернуть судьбу «ЕдРа».
Материал подготовили: Михаил Аскетов, Мария Пономарева