Денис Билунов, член политсовета ОДД «Солидарность», один из руководителей «Партии 5 декабря»
Мне кажется, это чрезвычайно деликатная тема, суждения по которой универсальные давать тяжело. В рамках государственной системы, при всех ее недостатках и уродствах, есть люди, которые добросовестно относятся к своим обязанностям и пытаются настоящим образом заступиться за интересы детей. Резкие универсальные обобщения могут задеть этих людей, и мне не хотелось бы этого делать.
Часто бывает, что положение детей в родных семьях оказывается совершенно ужасным и для них единственный выход — оказаться в детдоме. Поэтому, к сожалению, проблема сиротства в России — тяжелая и запущенная.
Однако то, как она используется, — полное безобразие. Те люди, которые взяли ее на острие пропагандистской войны, находятся далеко за пределами добра и зла, и их поступки могут оцениваться какими-то религиозными категориями. Так быть не должно.
Проблемы эти надо решать, но, к сожалению, за что ни возьмется нынешняя власть — все только усугубляется. Любые проблемы становятся поводом для осваивания бюджетов или, как в нашем случае, дипломатических сражений на международной арене.
Использование таких совсем уж несчастных людей с какими-то серьезными трудностями в жизни, как Ирина Бергсен, — это, на мой взгляд, для каждого стороннего наблюдателя выглядит полным бредом. И то, что такие люди становятся спикерами государственно-пропагандистских мероприятий, — это тяжелая болезнь государства, тех, кто отвечает за формирование государственной политики.
Леонид Гозман, политик
Я думаю, что это («детская война» между РФ и США — Ред.) просто дурь, глупость. Что ж, не демиурги принимают решения, а люди. В Америке от этого всего есть ощущение дикости, неблагодарности. Люди заботятся о наших детях. Число маргинальных семей, где детей бьют, издеваются, меньше, чем у нас. И число отказов от детей — а это главная проблема усыновления — существенно меньше, чем в России.
Еще раз повторю: в Америке есть ощущение удивления и обиды. Но поскольку эту войну начали мы, то, когда прекратим ее в один прекрасный момент, она и забудется.
Прекратим ли — не знаю. Потому что не знаю степени идиотизма тех, кто принимает решения.
Станислав Белковский, политолог
Положение российских сирот удручающее. Количество отказов от усыновленных детей в РФ выше, чем в США, российские детские дома в состоянии разрухи.
Кампания якобы в защиту российских детей, усыновленных за рубежом, которая началась с «закона Димы Яковлева», — это финансовая афера большого масштаба. Программа «Россия без сирот», задуманная Павлом Астаховым, требует больших финансовых вложений. Недавно правительство дало отрицательное заключение на эту программу на основе рекомендаций Министерства финансов. Но Астахов и компания не успокаиваются.
У Астахова есть цель — получить гигантские средства на стимулирование внутреннего усыновления. А для того чтобы получить эти средства, он и его команда будут добиваться запрета иностранного усыновления вообще.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов