Алексей Макаркин, директор Центра политических технологий
Государственная система не собирается заниматься чисткой рядов, поскольку речь идет о лояльных ей людях. Иногда приходится кем-то жертвовать, но никто никого не собирается изгонять именно из элиты.
Пехтина не выгнали с позором из Госдумы, а даже наоборот, сделали из него некоего героя. Все это было представлено так, что он на самом деле никаких нарушений не совершал, но решил добровольно уйти, чтобы не подставлять партию, не втягивать ее в скандал.
А дальше Пехтин получил некую компенсацию и, возможно, даже выиграл. На мой взгляд, парламентская карьера его шла на убыль: когда-то он был вице-спикером Госдумы, а в последнее время возглавлял комиссию по этике, которая особой роли в парламенте не играет. Не исключаю, что со временем он может стать председателем совета директоров «РусГидро».
Думаю, чиновникам в очередной раз показали, что своих власти не бросают. Понятно, за что Геннадия Гудкова выгоняют из Думы: он пошел на конфликт. А тут человек все делал правильно, голосовал как нужно. Власть, мне кажется, дала сигнал, что со своими ничего страшного не произойдет. Человек ушел из Думы, но остался в элите.
Изгнание из рядов элиты, полагаю, возможно в нескольких случаях. Во-первых, переход в оппозицию. Яркий пример с Гудковым. Во-вторых, участие в очень большом скандале, потеря или ослабление покровителя, а также совершение грубой аппаратной ошибки. В качестве примера могу назвать ситуацию с экс-министром обороны Анатолием Сердюковым.
С Пехтиным не было ни того ни другого. Это преданный, лояльный политик.
Павел Пряников, журналист и публицист
Кончено, властная система неспособна на самоочищение. Это нормальная историческая традиция России. Она появилась не при Брежневе или Путине — ей несколько сотен лет. Главное в нашей политике — личная преданность. Если человек не идет против интересов правящего клана, то в любом случае он остается в системе, пусть и на второстепенных ролях.
Полагаю, что Пехтин назначен на достаточно высокий пост, потому что, с точки зрения правящей элиты, ничего предосудительного он не совершил: что-то не задекларировал и ведь даже не воровал, не прикрывал кого-то. Внутри своей системы чиновники не считают это каким-то проступком. Наверное, они могут сравнить эти действия с тем, что человек пнул собаку на улице.
Изгнать представителя элиты из властных кругов могут в том случае, если он перейдет в оппозицию или совершит поступок, считающийся внутри клана неэтичным. Можно предположить, что это «кинуть на деньги», не выполнить обещания, данные внутри клана.
Третий вариант: оказаться в клане, влияние которого сильно ослабло, клане проигравших. Сейчас это встречается редко и было характерно для правления Бориса Ельцина. Если человек из клана проигравших сильно сопротивлялся новой группировке, то его могли отстранить. Например, ситуация с Борисом Березовским, поскольку он не так уж и сильно разошелся в политических взглядах с новыми людьми во власти.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Роман Попков, Александр Газов