Опубликованный «список Магнитского» не мог не разочаровать оппозицию

Комментируют Денис Билунов, Людмила Алексеева, Валерий Соловей, Дмитрий Абзалов

Магнитский пошел на списание

Магнитский пошел на списание
Госдепартамент США опубликовал «список Магнитского». Его появления долго ждали в России: одни — с тоской, другие — со злорадным нетерпением. Однако «список Магнитского» в его нынешнем виде напоминает поговорку про гору, которая в муках родила мышь.
15 апреля 2013
В список тех, кто никогда не сможет погулять под пальмами в Майями, вошли 18 персон. Это Леча Богатырев, подозреваемый в убийстве бывшего телохранителя Рамзана Кадырова Умара Исраилова; Алексей Дроганов, сотрудник Управления по борьбе с налоговыми преступлениями; Казбек Дукузов, подозреваемый в убийстве в Москве главного редактора русского издания Forbes Пола Хлебникова; Павел Карпов, следователь Главного следственного управления; Дмитрий Комнов, бывший начальник ФГУ ИЗ 77/2 (Бутырки); Алексей Криворучко, федеральный судья Тверского суда Москвы; Артем Кузнецов, заместитель начальника Управления по налоговым преступлениям; Олег Логунов, начальник правового управления Генеральной прокуратуры РФ; Андрей Печегин, начальник отдела Генеральной прокуратуры РФ; Сергей Подопригоров, судья Тверского районного суда Москвы; Иван Прокопенко, начальник Следственного изолятора №1; Олег Сильченко, следователь МВД РФ; Елена Сташина, судья Тверского районного суда Москвы; Ольга Степанова, начальник налоговой инспекции; Елена Химина, начальник налоговой инспекции; Дмитрий Толчинский, сотрудник Управления по борьбе с налоговыми преступлениями; Светлана Ухналева, судья Тверского районного суда Москвы; Наталья Виноградова, сотрудница Следственного комитета МВД РФ. Никто из высокопоставленных чиновников — ни Бастрыкин, ни Чайка, ни Ольга Егорова (глава Мосгорсуда), ни Рамзан Кадыров — в список не попал. А именно этого опасались в российских властных коридорах, этого требовали сторонники жесткой линии в США и этого ждали многие российские оппозиционеры. Вряд ли они это признают открыто, но все же «список Магнитского» в своем нынешнем виде не мог их не разочаровать.

Денис Билунов, член политсовета «Солидарности», один из основателей «Партии 5 декабря»:

— На мой взгляд, хорошо уже то, что работа ведется, и ведется конкретно. И это более важное и положительное известие, чем отдельные разочарования по поводу отсутствия отдельных фамилий. Происходит дальнейшее развитие этой истории. И то, что, может быть, менее значимые с точки зрения медийной люди в этом списке оказались, — это более полезно. Те, кто находится на нижних и средних этажах властной пирамиды, должны знать, что не останутся безнаказанными, и это с пропагандистской точки зрения даже более ценно.

«Закон Магнитского» принимался вне нашей воли и желания — это решение приняли законодатели другой страны, и нам не стоит давать прямые рекомендации по включению в этот список тех или иных фамилий.

Надеюсь, этот закон не застопорится. Важно, чтобы и в Европе были приняты аналогичные законы.

***

Людмила Алексеева, глава Московской Хельсинкской группы:

— Не разочарована нисколько, потому что я знала, что президент Обама настроен категорически против «списка Магнитского». И, поскольку его формировал Госдепартамент, он делал все возможное, чтобы сделать список, во-первых, коротким, во-вторых — безобидным для тех, с кем приходится иметь дело президенту США.

Я думаю, что борьба будет продолжаться. Конгресс вряд ли смирится с сильным урезанием списка. Согласно действующему в США закону верховенства права, в этот список должны войти все те, кто грубым образом нарушает права граждан, а это не только те, кто повинен в гибели Магнитского. Я думаю, конгресс и сенат США будут настаивать, чтобы «список Магнитского» соответствовал духу и букве закона. Посмотрим, насколько это им удастся.

***

Валерий Соловей, доктор исторических наук, профессор МГИМО, лидер партии «Новая сила»:

— Я не ожидал чего-то большего по той причине, что США не заинтересованы в том, чтобы превратить «список Магнитского» в casus belli — повод для начала холодной войны между Америкой и Россией. Поэтому они предпочли отделаться, выражаясь нашим языком, наказанием стрелочников, не задев ни одну высокопоставленную персону.

Нужно понимать, что существует ряд проблем, чувствительных для США, где они нуждаются в поддержке России. Первая — это транзит грузов невоенного назначения, хотя, наверное, и военного тоже, через территорию России в Афганистан и из Афганистана. Вторая — потенциальный ядерный статус Ирана. Третья — Северная Корея. И, наконец, Сирия, где они (США и их союзники. — Ред.) предпочли бы наладить с нами сотрудничество.

Нужный пропагандистский эффект из этого списка они извлекли. Они продемонстрировали способность точечным способом влиять на российскую элиту. А ухудшение отношений невыгодно ни одной из сторон. Они не хотят загонять ситуацию в угол. Американцы видят, что Путин контролирует положение в стране, а они всегда были реалистами.

***

 

Дмитрий Абзалов, вице-президент Центра политической конъюнктуры

Во-первых, существует тайная часть списка «невъездных», причем никто не знает, кто в нее входит. Как и в российском списке, принятом в ответ на «закон Магнитского» есть официальная и тайная части.

Если рассматривать публичную часть, куда входит 16 человек из списка Браудера, и двое тех, кто в нее не входил, то очевидно, что Вашингтон таким образом стремится не обострять отношения с Москвой. Ведь изначально речь шла о том, чтобы запретить въезд в США для более чем двухсот человек, включая весьма высокопоставленных игроков. Но сейчас самый высокопоставленный член списка — начальник «Матросской тишины».

Администрация США стремится снизить накал межгосударственного конфликта. Это будет стоить Обаме осложнения отношений с конгрессом, но вряд ли его сейчас волнует отношение конгрессменов — у него второй срок, и он хочет отработать линию мира. Вашингтон нацелился на минимизацию негативного эффекта. Принятие списка Магнитского, даже в таком урезанном виде, наносит все равно имиджевый удар по отношениям двух стран.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов