Рукоприкладство с майданов Украины перетекло к подъездам домов оппозиционеров. Прямо как в России

Алексей БАРАНОВСКИЙ,

специально для «Особой буквы»

Киев учится у Москвы выбивать оппозиционную дурь

Киев учится у Москвы выбивать оппозиционную дурь
Если на Украине и происходит «русификация», то в самом ужасном смысле: методы борьбы власти с оппозицией все более похожи на российские. Так, некие люди подкарауливают украинских политиков и, избивая их, приговаривают: «Не ходи больше на акции!»
8 июня 2013
Пока президент Украины Виктор Янукович демонстрирует на внешнеполитической арене свободную от диктата Москвы политику и обдумывает планы энергетической независимости страны от российских газовых поставок, руководимая им страна все больше становится похожа на Российскую Федерацию: вслед за политическими заключенными там уже появились и «черные эскадроны», избивающие оппозиционных активистов. Мы это уже проходили у себя дома. И продолжаем проходить.

Май в Украине выдался жарким. Пик накала пришелся на 18-е число, когда многотысячный марш объединенной оппозиции «Повстань, Украина!» прошел в Киеве. Перед маршем тете Юлии Тимошенко — Антонине Ульяхиной, возглавляющей отделение партии «Батькивщина» в Днепропетровской области, прокололи шины автомобиля на границе области, когда она ехала в Киев для участия в акции. На самом марше оппозиции некими «людьми в спортивном» были избиты журналисты Пятого канала Ольга Сницарчук и фотокорреспондент «Коммерсанта» Владислав Содель. Вскоре после задержания самого активного «журналистоборца» — некоего Вадима Титушко — освободили под довольной крупный для Украины денежный залог (23 тыс. гривен — это более 92 тыс. рублей), который за него непонятно кто внес. Верховная рада создала специальную комиссию по изучению инцидента и обещает к 21 июня выяснить, кто же и зачем избил представителей прессы. Однако все это цветочки по сравнению с самой настоящей подъездной войной, которая развернулась в мае против украинских политиков.

«Боксерские навыки не только на журналистах, но и на общественных активистах на этой неделе тренировали характерные спортивные молодые люди. Несмотря на резонанс вокруг избиения журналистов, те, кого называют гопниками, все чаще ​​чувствуют себя хозяевами улицы. Активисту, который защищал столичный Гостиный двор, проломили череп, и этот случай — не единичный. Перед митингом оппозиции, прошедшем более недели назад, характерные молодые люди совершили ряд нападений на сторонников националистических организаций», — так описывает майские события в Киеве Пятый телеканал.

Неизвестные люди, представляющиеся то коллекторами, то коммунальными службами, поджидают возле подъездов своих жертв и во время избиений приговаривают: «Не ходи больше на акции!» Один из пострадавших во время таких придомовых нападений — Владимир Карась, брат члена киевского исполкома партии «Свобода» и координатора молодежного движения «Січ-14» Евгения Карася. Их просто перепутали. «Всего в мае произошло от 10 до 15 таких нападений, и они продолжаются, с каждым днем мы получаем все новые и новые сообщения», — рассказал «Особой букве» на прекрасном русском языке Евгений Карась. «Точное количество нападений пока не известно, потому что атакам подвергаются совершенно разные общественные активисты, а не только «свободовцы» — всех их объединяет то, что они ранее участвовали в уличных протестах и задерживались милицией. Многие из них уже отошли от активного участия в политике, но к ним все равно пришли», — поясняет происходящее Евгений Карась.

Блогер Дмитрий Резниченко, получивший в начале 2013-го два года условно за применение перцового баллончика против «Беркута», рассказал корреспонденту «Особой буквы», что после публикации фотографий нападавших (группе немедленного реагирования «Свободы» удалось предпринять в ряде случаев контрмеры — на снятом активистами видео зафиксировано, что у лжеколлекторов под одеждой имеется даже некое спецоборудование, предположительно для связи) они получили сообщения, что нападавших опознали:

«Мы получили информацию, что это действующие сотрудники органов. Нам сказали их имя, звание и, предположительно, отдел. Тот, кто на видео со спецоборудованием под одеждой, — это майор, зовут его Евгений, отдел по борьбе с экстремизмом. Проверить достоверность этой информации вполне возможно, было бы желание у кого-либо из представителей власти это сделать. Мы готовы предоставить всю имеющуюся у нас информацию компетентным структурам».

В свою очередь, официальные органы Украины хранят молчание, ссылаясь на тайну следствия: «Отдел по связям с общественностью Главного управления МВД в Киеве в ответ на запрос LB.ua сообщил, что состояние хода расследования, а также версии о причинах нападений на киевских общественных активистов являются тайной следствия и разглашаться не будут. Они также сообщили, что по фактам нападений на Владимира Назаренко, Андрея Медведько и Евгения Мацько (который в ответе МВД фигурирует почему-то как Мацько С.В.) проводится досудебное следствие. По факту избиения Владимира Карася возбуждено уголовное дело по 1 части 125 статьи Криминального кодекса — «Умышленное нанесение легких телесных повреждений». Напомним, легкими телесными повреждениями милиция считает две сломанные челюсти и пробитый череп», — пишет украинское издание.

«Смотрите, Резниченко, не принимайте участия в громких акциях, потому что будет реальный срок», — сказала судья Шевченковского районного суд Киева Инна Романишeна, прочитав активисту его условный приговор.

Именно в этом суть происходящих нападений убежден Евгений Карась. «Этими нападениями нас пытаются запугать, заставить отказаться от акций протеста, но эффект только противоположный — это мобилизует и объединяет оппозицию. Кому-то из либералов недавно машину во дворе повредили, кому-то записки с угрозами под дверь подсовывают, националистов избивают, но этот прессинг только объединяет всех нас, оппозиция начинает закупаться легальными средствами самообороны, укреплять собственные службы безопасности, искать связи с сочувствующими в милиции, а они там далеко не все рады тому, что происходит, — говорит он. — Не знаю, что будет дальше. Если запугать нас не удастся, дальше начнут, наверное, убивать… Все это начало зачисток перед выборами президента Украины в 2015 году, которые обещают быть очень жаркими».

К сожалению, Украина, кажется, вступает на жуткую «дорогу крови», по которой уже давно идет соседняя Россия.

С деятельностью «черных эскадронов» российская оппозиция столкнулась 13 лет назад. Осенью 2000 года в Барнауле был убит Виктор Золотарев, проводник нацболов на Алтае (это тогда, когда ныне запрещенная НБП готовила, по версии следствия, вооруженный освободительный поход в русскоязычный Северный Казахстан). Затем погиб другой нацбол Олег Михеев, взявшийся, как пишет Эдуард Лимонов, расследовать убийство Золотарева.

В марте 2001-го смерть настигла Александра Бурыгина — нацбола, приближенного к Лимонову, майора-пограничника и ветерана афганской войны. «У меня есть все основания полагать, что эти трупы можно отнести на счет деятельности против НБП спецслужб. Характерно, что в соответствующей литературе эти два способа: выбрасывание тела из окна и гибель под колесами поезда — называются как излюбленные способы, каковыми КГБ маскировала под естественную смерть свои действия по устранению противников», — так написал в одной из своих книг Эдуард Лимонов.

Потом времена изменились — и нацболов стали находить просто смертельно избитыми прямо на улице. В декабре 2007 года был убит Юрий Червочкин, в январе 2009-го — Антон Страдымов. В смерти этих своих соратников нацболы винят силовые органы. В мартирологе запрещенной партии есть и другие фамилии: Алексей Волков, Андрей Нефедов, Михаил Соков, Владимир Кургин, Максим Орлов… Их имена теперь помнит разве что сам Лимонов, родственники погибших да архивариусы политического сыска.

Кстати, не отстают от модных трендов милитаризации и брутализации и пророссийские движения Украины: «В Одессе в открытую набирают постоянных участников «антифашистских» акций, под которыми подразумеваются выступления в торжественные даты советской истории вроде 9 Мая и срыв мероприятий оппозиции, — пишет журнал «Фокус». — В феврале популярное одесское интернет-издание сообщило, что пророссийское движение «Молодежное единство» предлагает юношам бесплатные занятия по боксу, кикбоксингу и борьбе в обмен на участие в акциях «антифашистов». Кандидатов предупреждают: побывать на мероприятиях понадобится в среднем раз в месяц».

В общем, все это очень сильно напоминает события в России года эдак 2005-го, когда, например, много было написано СМИ о нападении представителей одной предположительно фанатской группировки с грозным древнеримским названием на тех же самых нацболов и других левых активистов. А через два года был убит Юрий Червочкин, а еще через год с небольшим — Антон Страдымов. А потом националисты начали свою подъездную войну против антифашистов и даже федеральных судей, и раскачиваемый со всех сторон кровавый маховик все набирал и набирал обороты…

Кстати, отголоски тех событий доходят и до Украины. Например, там недавно был задержан и помещен под экстрадиционный арест некий Михаил Волков, по сообщениям СМИ, являющийся организатором громкого в свое время скинхед-погрома Царицынского рынка в Москве и, по версии следствия, являющийся участником Боевой организации русских националистов.

Как рассказал «Особой букве» Ярослав Дунаев, координатор Украинского ДПНИ, «Волков много с кем терся в Харькове, в Киеве, общего языка ни с кем особо не нашел, и в конце концов его просто кто-то сдал в СБУ, потому что агентов среди «поднадзорного контингента» и в Украине предостаточно». Ну а предположение газеты «Версия» о том, что российских боевиков в Украине спонсировал и тренировал бывший депутат Верховный рады и лидер УНА–УНСО Андрей Шкиль, у всех моих киевских собеседников вызывало широкую улыбку: «Это все равно что пугать в России Баркашовым, — поясняли украинцы. — Когда-то в 90-е у них что-то было, и что-то серьезное, но сегодня говорить об этом просто смешно…»

Как бы то ни было, но на месте СБУ и других лиц, принимающих на Украине решения, я бы принял все меры для того, чтобы прекратить раскачивание, извините за банальность, лодки. Необходимо осадить тех, кто инспирирует подъездную войну на Украине и подливает масла в огонь и без того накаленных политических страстей. Опрошенные мной украинские эксперты, кстати, утверждают, что сочувствующие оппозиции и националистам силовики тщательно документируют внесудебные преследования активистов, а точнее — действия тех, кто их, эти преследования, организует, осуществляет и покрывает, потому что «ветер может перемениться, а власть — поменяться». И это тоже нужно учитывать тем, кто грубо выходит за рамки закона, избивая участников акций протеста у подъездов.

Украинская политика не венский бал, и страсти на майданах кипят так, что чубы у оппонентов трещат, но все-таки буза по запальчивости на митинге — это совсем не то же самое, что подъездная война. Если горячие головы на митинге всегда можно остудить и растащить, а когда люди разойдутся по домам, страсти сами собой улягутся, то подъездные войны — это спусковой крючок, прямая дорога к гражданской войне. Этого ни в коем случае нельзя допустить, потому что на Украине, как мне представляется, люди — порох сухой (в отличие от сегодняшней России), и неаккуратные игры со спичками могут привести к самым плачевным последствиям.

Поэтому вот вам мой братский кацапский месседж: не повторяйте ошибок России, где жизнь, судьба и свобода человека не стоят ломаного гроша.

 

Материал подготовили: Алексей Барановский, Александр Газов