Незадолго перед учредительным съездом в СМИ попал манифест Фронта.
«Текст манифеста небольшой, — писал «Московский комсомолец». — Он содержит шесть пунктов — шесть задач «принципиально иного уровня и масштаба». Из них только один пункт содержит конкретное предложение: провести «новую индустриализацию», чтобы «создать мощную диверсифицированную экономику, способную развиваться вне зависимости от внешней конъюнктуры, гарантировать экономический суверенитет и военную безопасность». До сих пор, видимо, с суверенитетом и безопасностью была напряженка.
…ОНФ предлагает «вернуть России роль мирового генератора новых знаний и научных открытий, вновь обрести статус мировой научно-технологической державы», «реализовать историческую миссию России как интеграционного центра евразийского пространства», «сохранить и укрепить наше уникальное государство-цивилизацию», «отстоять единство нашего народа как многонациональной общности». И все это — «на основе традиционных общих ценностей при бережном сохранении культурной и национальной идентичности всех народов России».
Кроме того, «фронтовики» грозились «вырастить новую национальную элиту на основе преданности своей стране, способную жертвовать собой ради общего блага».
В общем, по мнению журналистов МК, авторы манифеста «переборщили с консерватизмом».
Пишущая братия подвергла манифест довольно едкой критике. Выспренние, но пустые фразы «за все хорошее и против всего плохого», чрезмерный консерватизм, переходящий в откровенную реакционность, — с таким манифестом лучше не высовываться. Ибо «простые люди», то есть не слишком образованная часть населения, все равно не поймет, а «небыдло», даже вполне лояльное, засмеет и заплюет. Поэтому один из представителей Фронта раздраженно сказал, что «текст не имеет ничего общего с документом, который будет рассматриваться на съезде».
Впрочем, «фронтовик» погорячился. Манифест, который в итоге был опубликован на сайте Фронта, лишь незначительно отличается от того, что обсуждали накануне. Скорее всего, в лапы журналистам попал один из сырых вариантов, который еще предстояло переработать.
Тут уместно предположить, что публикация черновика была санкционирована и организована руководством ОНФ. Так оно решило узнать, как народ встретит их чеканные максимы, не начнет ли громко и неприлично смеяться и не надо ли, пока не поздно, кое-что доработать напильником, чтобы не осрамиться.
В итоге из окончательной редакции убрали, например, пассаж про жертвенную элиту. Слишком неискренно, это почувствует и элита, и население.
Население, соответственно, оставили без «уверенности в завтрашнем дне», «в счастье своих детей» и «в благополучии своих родителей»: в черновой версии эти фразы звучали, но в итоговый вариант манифеста не вошли. Очевидно, по причине банальности.
В общем, идея подбросить в массы бета-версию манифеста для обкатки с тактической точки зрения оказалась весьма неглупой. С чем мы и поздравляем идеологов Фронта. Тем более что дух и буква манифеста в целом не претерпели существенных изменений.
Анализ манифеста и устава Народного фронта позволяет сделать ряд небезынтересных выводов.
Во-первых, идеологи ОНФ предпочитают скучной конкретике духоподъемную патетику. В этом отношении окончательный вариант манифеста не отличается от попавшего в прессу черновика. Единственным конкретным пунктом можно считать обещание «новой индустриализации». Легко догадаться, чьими руками будет осуществляться эта индустриализация: «фронтовые» философы видят РФ как «уникальную многонациональную общность» и грозятся «реализовать историческую миссию России как интеграционного центра евразийского пространства».
В каком страшном сне им привиделась эта «историческая миссия России», неведомо. Скорее всего, разглагольствованиями о России как «интеграционном центре евразийского пространства» маскируется идея создания СССР-2. Наверное, к «новому и улучшенному» союзу бывших братских республик не присоединится ни Украина, ни прибалты, ни Закавказье, находящееся в состоянии подмороженной войны. Зато в «евразийское пространство» радостно устремятся среднеазиатские страны, некоторые из которых вполне подпадают под определение failed state. Конструкция СССР-2 вполне устраивает среднеазиатских «президентов», которые будут кормиться щедрыми подарками «старшего брата» и сбрасывать в РФ избыток населения, которым Кремль будет от щедрот своих раздавать паспорта. Вот эти новые россияне (не путать с «новыми русскими»!) и станут новыми лояльными гражданами России и обеспечат «новую индустриализацию» заодно с «модернизацией». Руководствуясь духовными скрепами, общенациональной солидарностью и общей исторической судьбой.
Показательно, что ни в уставе, ни в пышном манифесте ни разу не упоминается слово «демократия», равно как и однокоренные с ним образования. «От набившей оскомину формулы «суверенная демократия» осталась одна суверенность, демократия отвалилась», — заметил журналист МК.
Как мы уже отметили, Фронт не станет новой партией власти и не будет конкурировать с «ЕР». Не потому, что Путину «ЕдРо» дорого как память, а потому, что задачи Фронта определяются гораздо шире. Власть ставит целью создать управляемое гражданское общество, и создание ОНФ — первый шаг в этом направлении.
Так, среди целей движения, прописанных в уставе, указаны:
«…Поддержка и обеспечение прямого и постоянного диалога между гражданами и президентом страны, общественного мониторинга и гражданского контроля исполнения законов, президентских инициатив и иных приоритетных государственных решений и программ;
- вовлечение граждан, организаций и институтов гражданского общества в постоянную совместную работу по определению приоритетов развития России, содействие расширению возможностей народовластия, реальному участию всех активных и неравнодушных граждан в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
Материал по теме: «Линия Фронта» не пересеклась с линией партии и правительства» — в конце марта эксперты «Особой буквы» рассуждали о том, зачем Кремлю и лично Владимиру Путину нужен ОНФ. Их комментарии не потеряли своей актуальности. (ДАЛЕЕ)
- укрепление социального партнерства и гражданской взаимопомощи, поддержка общественной самоорганизации, социального творчества, добровольчества, иных созидательных гражданских инициатив по решению важнейших вопросов развития страны».
В манифесте говорится о необходимости «выстроить эффективное сотрудничество между властью и обществом, честный диалог и прямое взаимодействие между гражданами и президентом страны».
О том, что в стране помимо президента есть еще целых три независимых ветви власти, идеологи ОНФ деликатно не упоминают. Равно как и о том, что Россия — федеративное государство и руководители регионов тоже наделены определенной властью и ответственностью…
В картине мира, создаваемой идеологами ОНФ, президенту отводится ведущая роль. Собственно, он является единственным субъектом государства, с которым сотрудничает «гражданское общество». Конфигурация государства предельно проста: государь — народ, президент — гражданское общество, и никакие промежуточные структуры нам, строго говоря, не нужны. Президент олицетворяет собой творческое, солнечное, оплодотворяющее начало, а верные граждане (хочется написать «подданные»), не щадя сил, воплощают его волю.
Это не ново. Это настолько не оригинально, что даже скучно.
Интересно, верят ли идеологи и организаторы Народного фронта в то, что им удастся повторить в России опыт Северной Кореи, но не ввергнуть народ в дикость и нищету, а страну — не превратить в посмешище всего мира?
Материал подготовили: Владимир Титов, Мария Пономарева, Александр Газов