Решение Белого дома начать поставки оружия в охваченную гражданской войной страну официально объясняется тем, что американские власти наконец-то получили доказательства того, что сирийские правительственные войска, хоть и в ограниченных количествах, но все же используют химическое оружие. В результате химических атак лояльных Башару Асаду войск якобы уже погибли от 100 до 150 человек.
Газета.Ru со ссылкой на The New York Times пишет, что американские специалисты получили анализ крови, мочи и образцы волос двух сирийских повстанцев, участвовавших в боях с войсками в середине марта этого года к северо-востоку от Дамаска. Исследование образцов показало, что бойцы повстанческих подразделений подвергались воздействию зарина.
Ранее Белый дом неоднократно подчеркивал, что именно использование режимом Башара Асада химического оружия является символической красной чертой, пересекая которую Дамаск столкнется с ответными силовыми мерами американцев.
Скорее всего, решение Обамы начать военные поставки в Сирию связано с тем, что в последнее время события развиваются в неблагоприятном для сирийской оппозиции ключе. Недавно войскам Асада при помощи подразделений дружественной сирийскому режиму шиитской организации «Хезболла» удалось существенно потеснить повстанцев. В частности, на днях правительственные солдаты и боевики «Хезболлы» взяли штурмом город Эль-Кусейр, имевший для повстанцев стратегическое значение.
Однако американские СМИ критикуют решение Обамы о поставках оружия, считая его запоздалым. Дело в том, что тайными тропами в Сирию можно поставить лишь «ручные» виды оружия: гранатометы, огнеметы, стрелковое оружие, а также различные мины и боеприпасы — и всего этого может оказаться недостаточным, для того чтобы остановить армию Дамаска.
С другой стороны, следует помнить афганский опыт: именно поставки Западом современных видов оружия моджахедам (в первую очередь переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер») существенно увеличили потери советских войск и армии социалистического кабульского режима.
Впрочем, как раз о поставках зенитно-ракетных комплексов речь не идет, так как США опасаются попадания этого оружия в руки террористов.
В 2003 году наличие у Ирака оружия массового поражения (ОМП), в том числе и химического, стало официальным поводом для начала американского военного вторжения в эту страну. После падения режима Саддама Хусейна выяснилось, что сколь-либо существенных объемов ОМП в Ираке не было.