Владимир Путин скорректировал свою позицию относительно амнистии по ряду экономических преступлений. Если раньше в путинском отношении к амнистии преобладал скепсис («предложение сырое», «нужно подумать и осмыслить»), то теперь президент наконец заявил о поддержке инициативы по экономической амнистии.
«За последние годы наше законодательство очень изменилось, и многие люди вообще не были бы осуждены, если бы действовали современные правовые нормы. Конечно, в этом вопросе нельзя торопиться, нельзя, чтобы на свободу вышли люди, совершившие действительно серьезные преступления. Это рейдеры, фальшивомонетчики или те, кто отбирал квартиры, а также люди, угрожавшие применением насилия или применившие его», — цитирует Путина Газета.Ru.
Совсем уж неожиданным стало заявление главы государства о том, что законопроект об амнистии будет рассмотрен в скором будущем: «Проект постановления об амнистии доработан деловым сообществом и депутатами Госдумы. Я с этим проектом согласился и прошу Госдуму его рассмотреть и поддержать, причем сделать это в короткие сроки, еще до летних каникул», — сказал президент.
Конечно, в стране с коррумпированными правоохранительными органами, шьющими дела на заказ или ради отчетности, с отсутствующими оправдательными приговорами, с массовым досудебным заключением обвиняемых под стражу и переполненными тюрьмами и лагерями любая амнистия является благом. Тем более что масштабной амнистии в России не было уже 13 лет — дольше, чем в большинстве других постсоветских государств. По большому счету России нужна амнистия в отношении всех осужденных граждан, за исключением сидящих за некоторые виды особо тяжких преступлений. Но амнистия в отношении хотя бы кого-то лучше, чем отсутствие амнистии вообще.
Одно плохо: решая вопрос об амнистии по экономическим преступлениям, политическое руководство страны имеет одну заднюю, опять-таки политическую мысль: на свободу может выйти кто угодно, кроме тех, кого записали в политические враги. Проще говоря, Михаил Ходорковский и Платон Лебедев останутся за решеткой.
«Амнистия коснется людей, осужденных за преступления в сфере предпринимательской деятельности, но только тех, кто осужден впервые и готов (или уже возместил) причиненные убытки. С этих людей судимость будет снята», — пояснил общественности в Петербурге лично Владимир Путин. Дело в том, что Ходорковский и Лебедев имеют уже два вступивших в законную силу приговора (по первому «делу ЮКОСа» — Басманного суда и по второму — Хамовнического). Да и «убыток» в размере всего объема нефти, добытой принадлежащими ЮКОСу компаниями и якобы похищенной Ходорковским и Лебедевым, «возместить» по определению невозможно.
Так что все четко, инициатива больше не «сырая».