Уголовное дело против мэра Ярославля Урлашова: политическая расправа или борьба с коррупцией?

Комментируют Павел Святенков, Алексей Титков

«Откат» карьеры Урлашова

«Откат» карьеры Урлашова
«Белоленточный» мэр Ярославля Евгений Урлашов стал фигурантом уголовного дела. Стал в «лучших» российских традициях: с маски-шоу, обыском и рапортами Маркина. Поэтому-то так трудно отделаться от ощущения, что все это — политическая расправа.
3 июля 2013
Евгений Урлашов, победивший на мэрских выборах в Ярославле во многом благодаря поддержке «белоленточных» активистов, за год нажил себе немало врагов. Сразу было понятно, что спокойно работать ему не дадут — «Единая Россия», региональные власти и федеральные кураторы не могли смириться с приходом в город несистемного политика. Урлашов конфликтовал с «Газпромом», который выбивал долги за газ путем отключения в ряде районов Ярославля горячей воды, о чем мэр заявлял в обращении на имя президента и премьера. Ругался с областным руководством из-за его нежелания предусмотреть субсидии на оплату труда школьных учителей в городском бюджете. Вызывал гнев местных коммерсантов, снося установленные в охранной зоне ЮНЕСКО ларьки. Устраивал митинг против жуликов и воров, а также громкие пресс-конференции. Возможно, Урлашов настолько всех достал, что от него решили избавиться по самой отработанной схеме — путем возбуждения уголовного дела, обставленного маски-шоу, обыском и заявлениями Владимира Маркина. Если так, то это очень тревожный сигнал для оппозиции. Кремль предпринимает массу усилий, чтобы в глазах обывателя уличный протест выглядел преступлением — «болотное дело» тому яркий пример. Теперь же получается, что и путь в «олдскульную» политику — выборы разного уровня — для оппозиции фактически закрыт. Чего толку участвовать в избирательной кампании, если система все равно тебя отторгнет, да еще в придачу повесит кучу обвинений. Что касается Евгения Урлашова, то, конечно, мэрский пост давал ему немало рычагов для осуществления любых махинаций — так уж устроена в России хваленая вертикаль власти. Соблазн велик. И вот уже для всех сомневающихся СКР распространяет сообщение о наличии у следователей аудио- и видеодоказательств вины градоначальника. Однако вспоминая суд над Алексеем Навальным, есть все основания сомневаться в весомости этих доказательств — вполне вероятно, что оперативная запись содержит в себе малозначительный, совсем не криминальный разговор чиновников. Как бы то ни было, оснований не доверять правоохранителям очень много, а вот Урлашову — практически нет.

Павел Святенков, политолог

Я думаю, что в этой истории в первую очередь можно говорить о политике. Конечно, обвинение во взяточничестве возможно, но у нас почему-то нередко виновными оказываются представители оппозиции.

Сейчас лето, а значит, удобный момент для подобного рода резких шагов, потому что люди в отпусках, на дачах, протестная активность низкая. Власть именно сейчас начинает предпринимать непопулярные шаги — например, в виде реформы РАН.

Главное, что попытаются сделать, — это сместить Евгения Урлашова с поста мэра Ярославля. Если это удастся, то уголовное дело может потерять для власти актуальность: его либо не станут доводить до конца, либо ограничатся для Урлашова условным наказанием.

Материал по теме: по версии СК, «мэр города Ярославля и его подчиненные в период с декабря 2012 года по 2 июля 2013-го вымогали у директора коммерческого общества взятку в размере 14 млн рублей из суммы, перечисленной обществу в счет выполненных работ». Позднее сообщения силовиков обогатились новыми подробностями: МВД заявило, что 14 млн были первым траншем, а всего у предпринимателя вымогали 45 млн рублей. (ДАЛЕЕ)

На данный момент преследование Урлашова никаким сигналом власти для оппозиции не является. Сейчас вероятность выигрыша оппозиции на выборах стремится к нулю.

Полагаю, что Урлашов все же попытается бороться до конца. Пока к его делу привлечено внимание СМИ, есть поддержка коллег, то, соответственно, есть шанс отбиться. Думаю, часть оппозиционных сил поддержат Евгения Урлашова — скажем, его уже поддержал Михаил Прохоров.

Крупных чиновников у нас практически не задерживают, кроме того, главы субъектов практически все члены «Единой России», и о задержании оппозиционеров на таком уровне говорить не приходится. Задерживают в основном чиновников низового звена, которые берут не по чину.

Не так давно проблемы с законом возникли у мэра Махачкалы, но полагаю, что это связано со спецификой Кавказа, а не со спецификой партийной политики. Считаю, что его задержали как местного феодального князя, а не как единоросса.

***

Алексей Титков, политолог Высшей школы экономики, специалист в области региональной политики

Ситуация вокруг Урлашова меняется регулярно, как минимум раз в полдня. Пока он на свободе (в настоящий момент Урлашов находится в СИЗО — Ред.) и объясняет, что операция против него проводилась по инициативе руководителя одной из хозяйственных служб, члена «Единой России».

Пока подоплека истории двойная. То есть, с одной стороны, хозяйственное противоречие между главой города и коммунальными службами, к которым есть претензии. С другой — «Единая Россия» против популярного политика, который с правящей партией борется.

На мой взгляд, по чьей бы инициативе решение об уголовном преследовании Урлашова ни было бы принято, оно явно недальновидное. И если смотреть в перспективе сентябрьских выборов, это действие ухудшает положение правящей партии. Но поскольку это соображение не совсем очевидное и задержание Урлашова все же было, то можно предположить, что сторона, проводившая операцию, намерена действовать, не оглядываясь ни на что.

Материал по теме: опубликованная LifeNews аудиозапись, на которой якобы есть доказательства вымогательства взятки мэром Ярославля Евгением Урлашовым, не содержит никаких улик против него. (ДАЛЕЕ)

Так что дальнейший ход событий сложно предсказать. Все возможно. Если говорить сильно вперед, то вне зависимости от исхода этого эпизода можно предположить, что это не последняя атака такого рода на Евгения Урлашова. Они дальше будут продолжаться.

Я не думаю, что это какой-то специальный сигнал власти для оппозиционеров. В последние примерно пять лет такого рода задержания чиновников стали привычными и рутинными. Есть большое количество дел против муниципальных чиновников, политиков, в том числе и членов «Единой России». Я бы даже сказал, что речь идет не столько о давлении на оппозицию, сколько о силовом способе сведения счетов на местном уровне.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов