О тех, кто заказал Урлашова, и тех, кто этот заказ исполнил

Аглая БОЛЬШАКОВА,

обозреватель «Особой буквы»

Дорожная карта дела Урлашова

Дорожная карта дела Урлашова
В беседе с «Особой буквой» политик, сотрудничавший с Урлашовым на выборах, рассказал, почему у власти не было иного выхода, кроме посадки мэра, — впервые с ельцинских времен Кремль мог потерять целый регион. Есть у Урлашова и менее влиятельные враги.
5 июля 2013
Следственный комитет РФ заявляет, что Евгений Урлашов требовал «от предпринимателя взятку за отказ от исковых требований в арбитражном процессе по иску мэрии к его фирме». Не исключено, что нынешнее уголовное дело в отношении ярославского градоначальника не последнее. Примечательно, что в этой истории работает трогательный дуэт СКР и Life News: генерал Маркин вещает о новых эпизодах «преступленной деятельности» мэра, а Life News тут же публикует аудиозаписи и видеоролики. Правда, ни те, ни другие виновность Урлашова не подтверждают.

Следователи возбудили второе дело о получении взятки в отношении мэра Ярославля Евгения Урлашова, сообщил в пятницу журналистам официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.

«По версии следствия, в мае 2013 года Урлашов потребовал от предпринимателя взятку за отказ от исковых требований в арбитражном процессе по иску мэрии к его фирме. К материалам уголовного дела приобщена видеозапись, на которой Урлашов встречается с этим коммерсантом в одном из ресторанов Ярославля и лично получает от него 500 тыс. рублей. В ближайшее время следователи допросят Урлашова по обстоятельствам этого нового эпизода», — цитирует Маркина РИА «Новости».

Любопытно, что данная видеозапись через несколько минут после заявления генерала была опубликована скандально известным сайтом Life News.

Однако в этом видео не демонстрируются какие-то криминальные действия Урлашова — видно только, что он протягивает какому-то человеку, лицо которого в кадре не появляется, газету, а потом берет что-то завернутое в газету и кладет себе в портфель. На аудиозаписи, являющейся доказательством по первому вмененному Урлашовым эпизоду, тоже размещенной на Life News, опять же, нет никакого криминального следа, зато есть явные следы монтажа.

Меж тем СМИ со ссылкой на заявление представителя прокуратуры пишут, что в уголовном деле ярославского мэра может появиться пять новых эпизодов — якобы предполагаемый посредник в получении Евгением Урлашовым взятки Андрей Захаров заявил, что готов рассказать дополнительно «не менее чем о пяти эпизодах преступной деятельности» градоначальника. Ранее Захаров признал вину и заключил сделку со следствием.

4 апреля суд избрал Урлашову меру пресечения в виде заключения под стражу. Помимо него по уголовному делу о вымогании «отката» с занимавшегося уборкой города бизнесмена проходят также отправленные в СИЗО заместитель мэра Дмитрий Донсков, руководитель «Агентства по муниципальному заказу ЖКХ» мэрии Максим Пойкалайнен и советник мэра Иван Лопатин. Пойкалайнен 4 июля подал ходатайство о досудебном соглашении со следствием.

Материал по теме: «белоленточный» мэр Ярославля Евгений Урлашов стал фигурантом уголовного дела. Стал в «лучших» российских традициях: с маски-шоу, обыском и рапортами Маркина. Поэтому-то так трудно отделаться от ощущения, что все это — политическая расправа. Опрошенные «Особой буквой» политологи также видят в деле Урлашова политику. (ДАЛЕЕ)

СКР в характерной для этого ведомства безапелляционной манере заявляет, что у него вроде как имеются многочисленные доказательства вины Урлашова, в том числе аудио- и видеозаписи — наверное, еще какие-то, кроме обнародованных Life News. Однако, скорее всего, основными «доказательствами» вины Урлашова станут как раз показания его «подельников», которые будут даны ими в рамках «досудебных соглашений» в обмен на смягчение приговора.

Евгений Урлашов считает уголовное дело против него сфальсифицированным и политически мотивированным: этот оппозиционный политик в прошлом году разгромил на мэрских выборах кандидата от «Единой России», продолжал оппозиционную деятельность и планировал осенью при поддержке партии «Гражданская платформа» принять участие в выборах в областную думу. После удаления Урлашова с политического поля позиции партии власти в области усилились.

Адвокаты мэра опасаются, что он может быть переведен из ярославского СИЗО в одну из московских тюрем, так как генерал Маркин уже заявил, что этим уголовным делом занимается центральный аппарат СКР.

В соцсетях все громче говорят о том, что дело Урлашова находится на достаточно высоком контроле, и этот контроль не ограничивается одним лишь Следственным комитетом.

Так, журналист Олег Кашин пишет в Facebook:

«Васюнин (Илья Васюнин, корреспондент телеканала «Дождь» — Ред.) передает: пока ждали Урлашова в суде, зашел в приемную председателя — телефон зарядить, а там у секретаря на столе аппарат звонит. Вставил зарядку в розетку, выхожу и слышу за спиной: «Михаил Юрьевич, вам из Администрации президента».

«Васюнину верю», — резюмирует Кашин. Следует отметить, что Илья Васюнин действительно не является человеком, склонным к мистификациям и искажающему мировосприятие фанатизму.

Кирилл Шулика, заместитель председателя партии «Демократический выбор», сотрудничал с Евгением Урлашовым во время выборов мэра Ярославля в 2012 году. Мы решили расспросить его о происходящем вокруг мэра.

 

— Дело Урлашова — политическое?

Естественно, заказ на Урлашова пришел из Кремля, Администрации президента. Популярность Урлашова и «Гражданской платформы» в Ярославской области росла, «Единая Россия» теряла этот регион.

— Какие события непосредственно подтолкнули власти к действиям по нейтрализации Урлашова?

Во-первых, это оппозиционный митинг, который провел мэр областного центра, чего в России не было, пожалуй, с ельцинских времен. Это сильно напугало Кремль.

Во-вторых, намерение Урлашова бороться за пост губернатора — у Урлашова были отличные шансы победить. На выборах мэра он набрал, напомню, 70 процентов голосов, а в Ярославле ведь проживает более половины избирателей области. Фактически это гарантированная победа на выборах губернатора. У действующего главы региона, единоросса Сергея Ястребова, крайне низкие рейтинги, других местных кандидатов у партии власти нет, а «варягов» в области не любят.

Ну и в-третьих, Урлашов собирался возглавить список «Гражданской платформы» на выборах в областную думу. «Гражданская платформа» вместе с КПРФ, «Справедливой Россией», «Демократическим выбором» вполне могла составить большинство в облдуме. «Единая Россия» как-то могла подтянуться за счет села, но все же была огромная вероятность формирования оппозиционного большинства.

Вот те три причины, по которым Урлашова решили закрыть. А «исполнители», люди пишущие заявления, нашлись очень быстро.

— Расскажите подробнее об этих исполнителях.

Люди, которые написали заявления на Урлашова, — Сергей Шмелев и Эдуард Авдалян — это строители дорог. Какое качество дорог в Ярославле — знают все. Стоит просто поездить — там дороги как во время бомбежки.

Урлашов эти дороги, работу такого качества принимать отказывался, о чем говорил публично, что, разумеется, наносило определенный экономический ущерб Шмелеву и его ООО «Родострой», а также «Ярдорстрою» Авдаляна. Когда возникла политическая необходимость возбуждения уголовного дела в отношении Урлашова и ареста мэра, «исполнители» нашлись очень быстро — Шмелев и Авдалян заинтересованы в том, чтобы им платили за эти негодные дороги.

Кстати, на Авдаляна мы составляли материал во время прошлых выборов — этот человек занимался подкупом избирателей, это зафиксировано на видео, мы накрыли его штаб, где деньги раздавались, все было отправлено в прокуратуру, но, как водится, никакой реакции не последовало.

Ну и Авдоляну, конечно, нужно спасать свои дорожные контракты, спасать деньги. У меня впечатление, что теперь, после ареста Урлашова, дела у «Родостроя» Шмелева и «Ярдорстроя» резко улучшатся.

Что касается Андрея Захарова, которого СКР выставляет подельником Урлашова, то Урлашов четко сказал, что видел этого Захарова всего один раз и никаких дел с ним не имел.

— А на какие доказательства опирается обвинение? Должно же оно хоть на что-то опираться, кроме заявлений потерпевших?

Следственный комитет сейчас откровенно дезинформирует общество. Заявляют, что Донсков якобы дал какие-то показания, но Донсков никаких показаний не давал. В деле нет никаких объективных доказательств, кроме одной аудиозаписи и одной видеозаписи, которые тоже ничего не доказывают содержательно. На видеозаписи, опубликованной Life News, нет даже Авдоляна, являющегося якобы жертвой.

Нам без конца повторяют, что у Урлашова изъяты какие-то астрономические денежные суммы. Но по протоколу у него изъят только сотовый телефон. Этот протокол об изъятии сотового телефона — единственное, что было вчера представлено суду во время избрания Урлашову меры пресечения. Никаких видео- и аудиозаписей, о которых нам рассказывает генерал Маркин, не представлялось.

 

Материал подготовили: Аглая Большакова, Роман Попков, Александр Газов