Евгений Минченко, политолог и политтехнолог
Думаю, неудачи «Гражданской платформы» связаны с тем, что для Михаила Прохорова на сегодня политическая деятельность, в общем-то, вторична, а первичен бизнес. С точки зрения бизнеса он в последнее время получил ряд серьезных преференций: в частности, очень выгодно купил акции ВЭБ.
Прохоров много чего говорит: в частности, что перед партией стоит задача занять место не ниже второго. В то же время он, на мой взгляд, не является образцом последовательности.
Говорить о том, что у «Гражданской платформы» какие-то принципиально другие стандарты, нельзя. С другой стороны, полагаю, что партийцы считали, что у них все будет шоколадно, что их по-любому будут поддерживать. Но финансово Прохоров региональные отделения практически не поддерживает.
Что в Ярославле произошло? Полагаю, что просто нет денег, плюс внутренние конфликты, люди начали разбегаться, и это вылилось в неразбериху. Хотя там «Гражданскую платформу» можно было бы зарегистрировать и выиграть выборы, но только при условии внешнего управления со стороны федерального штаба партии. Как понимаю, качество менеджмента было крайне низким.
Я не считаю, что политическая подоплека в деле Евгения Урлашова превалирует. В той же Ярославской области практически одновременно с Урлашовым возбудили уголовное дело на мэра Рыбинска, который из «Единой России».
Просто проблема в том, что «Гражданская платформа» не является сегодня эффективной площадкой для региональных элит. Партия в каком-то вялотекущем режиме будет жить. Но я себе не представляю, чтобы региональный бизнесмен в здравом уме и трезвом рассудке начал бы вкладываться в прохоровский проект.
***
Алексей Титков, политолог Высшей школы экономики, специалист в области региональной политики
Сложность в том, что в регионах на местных выборах все партийные обозначения достаточно условны. Понятно, что «Единая Россия» — скорее всего, партия губернатора, компартия — коммунисты, но вот с другими партиями неопределенность гораздо выше. Эта неопределенность связана с тем, что внутри региональных кругов всегда существуют противоречия, конкуренция. До облегчения процедуры регистрации партий была проблема: сложно создать конкуренцию при малом количестве партий. Теперь лидирующие группы вполне могут себе найти подходящий партийный флаг. И здесь есть взаимный интерес: партии заинтересованы в том, чтобы к ним пришли наиболее сильные кандидаты, а кандидаты — в том, чтобы у них был как можно более солидный и узнаваемый партийный флаг.
И вот в поиске партнеров «Гражданская платформа» в этой серии выборов в стадии выдвижения, как оказалась, была успешной. «ГП» называли серьезным претендентом на роль альтернативной партии для тех, кого не устраивает «ЕР». Я считаю, что «Гражданская платформа» достаточно уверенно делала заявку на то, чтобы потеснить «Справедливую Россию».
Сейчас же она оказывается заложником собственного успеха — чем более сильный, успешный кандидат, тем серьезнее к ним относятся региональные власти и тем более жесткие меры принимают, чтобы их не было на выборах. То есть сложности возникли из-за того, что все было слишком хорошо до этого. И ситуации в Ярославской и Рязанской областях, думаю, как раз демонстрируют этот традиционный сюжет, связанный с тем, что региональные власти как могут избавляются от основных конкурентов.
С моей точки зрения, все решения о нерегистрации кандидатов от «Гражданской платформы» в последнюю очередь имеют отношение к Прохорову и общероссийской перспективе партии. Как правило, речь идет о конкретной ситуации в регионе.
Но отмечу, что снятие сильного кандидата с выборов ничего хорошего для «Единой России» не даст — голоса уйдут все равно другим партиям. Хотя понятно, что это для «Гражданской платформы» не утешение.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов