Политики обсуждают выпад Левичева в адрес Навального и политические перспективы эсеров

Комментируют Дарья Митина, Павел Святенков, Геннадий Гудков, Константин Янкаускас

Нижайше ноля

Нижайше ноля
Организовав детективный полицейский налет на «подпольный штаб Навального», лидер эсеров Николай Левичев поставил себя в весьма неудобное положение. Многие считают, что на его политическом будущем можно ставить крест. Многие, но не все.
14 августа 2013
До недавнего времени избирательная кампания Николая Левичева, одного из претендентов на должность московского городского головы, выглядела более чем скромно. Вся она фактически сводилась к установке рекламных щитов с малоинтригующим лозунгом «Николай Левичев — справедливый мэр». Учитывая, что вне круга профессиональных политиков Николая Владимировича никто толком не знает, ему явно не грозил сокрушительный успех на предстоящих выборах. Однако 13 августа наступил звездный час формального лидера «Справедливой России». Он сообщил «куда следует», что в одной из квартир на Чистопрудном бульваре в Москве то ли хранят, то ли изготавливают незаконные агитматериалы в поддержку его конкурента. Сперва называли фамилию Митрохина, потом остановились на Навальном. Дальнейшие события известны: полиция пять часов осаждала «нехорошую квартиру», после чего дверь была выпилена, а находившиеся в квартире активисты — задержаны. Добычей полицейских стали «две тонны» агитматериалов в поддержку Алексея Навального. Эта история прославила Левичева, но вряд ли добавила ему народной любви: доносителей у нас традиционно не жалуют. А фальшивых оппозиционеров, которые сводят счеты с более удачливыми конкурентами посредством полиции, — тем более. Политическое будущее Николая Левичева, да и партии «Справедливая Россия», которую он имеет честь возглавлять, после этого инцидента оказалось под вопросом…

Дарья Митина, член совета «Левого фронта»

Если честно, я вообще весьма скромного мнения и о моральных качествах господина Левичева, и об его умственных и прочих способностях. Для меня на самом деле господин Левичев — это практически во всем пример того, как делать не надо. Потому что и политические, и организационные способности у него на нуле, это видно и по работе в Государственной думе, и по его политическим заявлениям.

С одной стороны, то, что сделал Левичев, — это никак не соотносится с законом, это просто противозаконно. С другой — это не лезет ни в какие рамки с точки зрения морально-этической. Это просто такое банальное стукачество, которое никого не украшало. На самом деле произошедшее ничего не имеет общего с правилами предвыборной борьбы.

Что касается взлома квартиры, то это чистой воды процессуальное нарушение, и за это должны нести ответственность в первую очередь правоохранительные органы, которые по телефонному звонку беспредельничают с чужими квартирами, с чужими помещениями. Это все равно что я позвоню в полицию и натравлю их на частную квартиру Левичева, чей адрес, допустим, я узнаю, — якобы под тем предлогом, что мне стало откуда-то известно, какая-то сорока принесла мне на хвосте, что у Левичева на квартире сборище ваххабитов… Это такая манера склочной бабки-анонимщицы. Комментировать это с моральной точки зрения невозможно. Но здесь и чисто правовые нарушения, и я думаю, что рано или поздно им будет дана в том числе и правовая оценка.

Материал по теме: постоянный автор «Особой буквы» журналист Елена Боровская рассказывает о сутках, проведенных ею в осажденной полицией квартире «Братьев Навального». Если кто не понял, она была вместе с «братьями» все то время, что к ним вламывались сотрудники МВД. (ДАЛЕЕ)

Что касается разговоров о том, что там была якобы незаконная литература и так далее. Агитация является агитацией только тогда, когда она раздается и распространяется. Мне никто не может запретить держать у себя дома любую литературу любого характера. Тем более — что такое незаконная литература? В политической борьбе, в избирательной кампании разрешается распространять литературу с выходными данными, где указано, из каких фондов она оплачена. Грубо говоря, если в листовке не указаны выходные данные кандидата, то ее имеют право конфисковать. Это именно в том случае, если ее раздают. Самое смешное — полиция не представила доказательств того, что эта литература не оформлена надлежащим образом в соответствии с законом о выборах. Запущен информационный повод, все это обсуждают, но ситуация на самом деле не стоит выеденного яйца.

Эта история еще раз подтверждает, что государство у нас полицейское, а некоторые кандидаты ведут себя не слишком чистоплотно с точки зрения закона и морали. Но самое главное — то, что они тем самым добавляют очков именно своим оппонентам, которых они хотят каким-то образом наказать. Вот эти действия — это чистое зарабатывание себе антирейтинга. А с учетом того, что рейтинг господина Левичева балансирует в районе нуля, то теперь он приобрел отрицательную величину и исчисляется со знаком «минус». Здесь можно только посочувствовать, покрутить пальцем у виска. Если людям хочется уничтожать самих себя, то мешать им в этом деле мы не вправе.

Наши политологические конспирологи проводят в случившемся некую взаимосвязь, что якобы Левичев работает спойлером Собянина и действует в интересах его штаба. Мне кажется, что такой вариант не исключен, потому что, например, кандидат от ЛДПР Дегтярев — это чистый спойлер Собянина, он работает только на повышение авторитета Собянина и сам это не очень скрывает. В случае с Левичевым мне все-таки кажется, что это идиотская личная самодеятельность. Если бы я не знала Левичева лично, стиль его работы и примеры из политической жизни партии «Справедливая Россия», я бы, конечно, тоже думала, что это некая разводка мэрии и собянинская какая-то инициатива. Но поскольку я знаю господина Левичева, знаю, на что он способен и каким образом он себя ведет в политике, я подозреваю, что это именно личная инициатива. Которая отражает определенный уровень человека.

***

Павел Святенков, политолог

Если смотреть с точки зрения трагедии кампании самого Левичева, то это попытка работы на известность. Дело в том, что Левичев не только непопулярен в Москве, но еще и никому не знаком. Благодаря подобным скандалам он, конечно, известен станет, что, однако, явно не прибавит ему популярности. Но это создает возможность работать на популярность, условно говоря, через две недели.

Я думаю, что произошедшее — попытка вести кампанию на грани фола в ситуации, когда рейтинг Левичева в Москве равняется нолю. А так он теоретически может привлечь каких-то «антинавально» настроенных людей. Ведь теоретически могут быть те, кто находится не в оппозиции к власти, а в оппозиции к оппозиции.

А насчет того, просили ли его откуда-то сверху, — сказать сложно. Но довольно очевидно, что заявление Генпрокуратуры о том, что Навальный финансируется из-за рубежа, — это была такая попытка предупредить оппозиционера, чтобы он не наезжал на семью Собянина. Но, как видим, Навального пока не сняли с выборов, хотя об этом и были слухи, и он продолжает достаточно жесткую риторическую кампанию против Собянина.

Что же касается «Справедливой России», откровенно говоря, я не думаю, что там будет какой-то раскол. Потому что для того, чтобы оставаться системной партией в нашей стране, нужно обязательно сотрудничать с властью, и в «Справедливой России» это прекрасно понимают. Поэтому я думаю, что ничего со «СР» не случится и никаких расколов, скорее всего, не будет.

***

Геннадий Гудков, бывший член фракции «Справедливой России» в Госдуме, кандидат в губернаторы Московской области

Партия «Справедливая Россия» усилиями Гудковых, Пономарева, Зубова, Дмитриевой и так далее превращалась в нормальную социал-демократическую оппозиционную партию. Этот курс был свернут Левичевым и Мироновым, изменен на прямо противоположный, я бы сказал, соглашательский, даже предательский по отношению к тому электорату, который дал возможность эсерам сформировать третью фракцию в парламенте. Она опередила даже ЛДПР.

Понятно, что здесь сыграл роль протестный электорат, в том числе Алексей Навальный, который призвал голосовать за любую партию, кроме «Партии жуликов и воров», а «Справедливая Россия», напомню, шла на выборы под лозунгом «За Россию без жуликов и воров», то есть явно рефрен был на этот лозунг Навального.

И несмотря на воровство голосов, партия получила 65 мест в парламенте.

Но 27 октября (2012 года. — Ред.) был четко обозначен «поворот над Атлантикой». Была достигнута договоренность с Кремлем, сговор партийной верхушки Левичев — Миронов, которые, к сожалению, решили плыть вместе с властью, полностью работать на Кремль. Почему я так точно называю дату? Потому что 27 октября состоялась конференция, которая была подготовлена в обстановке секретности. Там неожиданно главной темой стало осуждение всех тех, кто поддерживал протест, всех тех, кто призывал к честным выборам, всех тех, кто поддержал митинги, шествия и так далее.

Довольно яркая и позорная страничка в биографии «СР» — это публичное изгнание Гудковых за то, что мы отказались выйти из Координационного совета оппозиции. Ну и, как говорится, одним ударом двух зайцев: убрать смутьянов, убрать бузотеров, а заодно еще и убрать Гудкова, чтобы его потом не выдвигать в губернаторы от «Справедливой России».

Сейчас идет дальнейшая деградация верхушки партии. Левичеву абсолютно наплевать на рейтинги партии, абсолютно наплевать и на свой собственный рейтинг. Ему абсолютно наплевать на то, что будет с партией в будущем. Они четко работают на хозяина. Они, я думаю, рассуждают так: «У нас есть три с половиной года, у нас есть теплые места в Думе, у нас есть фракция, у нас есть должности вице-спикеров, руководителей фракции, у нас есть деньги…» Напоминаю, что в октябре месяце, когда об отказе от поддержки протестного движения заявили КПРФ и «Справедливая Россия», это совпало — исключительно случайно — с решением президента поднять финансирование из государственного бюджета парламентских партий, подчеркиваю, в два с половиной раза задним числом. То есть партии получили еще и за предыдущий год. То есть закон был принят в сентябре 2012 года, а вступил в действие в январе того же года. Поэтому партии получили огромные деньги, и, плюс к этому, как говорят злые языки, еще там дополнительно деньги поступают по другим каналам.

То есть партийную верхушку банальным образом купили. И сейчас Левичев отрабатывает свои сребреники. Если коммунисты действуют достаточно умно — они не подставляются полностью, хотя у них, к сожалению моему глубочайшему, партийная верхушка вступает в определенные договорные партии. Например, по Подмосковью они дали возможность победить кандидату от власти, впрочем, как и «Справедливая Россия». Они то же самое делают сейчас на выборах губернатора Московской области, когда не выдвинуты два ярких кандидата — Владимир Кашин и Павел Грудинин. Они делают это, подыгрывают власти, более грамотно и более незаметно.

Левичев, очевидно, отрабатывает какие-то будущие дивиденды, будущие бонусы. Понятно, что эту задачу (устроить провокацию против Навального. — Ред.) поставил перед ним либо Собянин, либо Кремль, одно из двух. Кто — не знаю, надо спросить у Левичева.

То, что произошло, покоробило абсолютно всех, вне зависимости от симпатий или антипатий к «Справедливой России». Я думаю, что Левичев себя окончательно развенчал даже не как политик — политиком он и не был, — а как просто нормальный человек. У него нет теперь никакого имиджа. И никогда уже не будет.

Он не глупый сам по себе мужик, я его знаю. Он математик, он хорошо просчитывает все ходы, он искушен в аппаратных интригах. Он наверняка знал, что это отбрасывает его за черту порядочных людей и уничтожает его как политика. Но при этом сулит какие-то выигрыши. Скорее всего, эти выигрыши будут нам неизвестны, потому что они будут носить какой-то закрытый, аппаратный характер. Видно, там какие-то привлекательные бонусы, раз он идет на такие серьезные имиджевые потери.

Я хочу призвать всех членов «Справедливой России», кто честный, порядочный и кого воротит от того, что сделал Левичев, кто возмущается его проступком, кому стыдно за то, что делает и говорит руководство партии, не выходить из нее до 27 октября. Тогда будет съезд, на котором будут определяться и руководство, и политический курс. Мне кажется, что именно сейчас нужно не отдавать «Справедливую Россию» как личную кормушку Левичеву и Миронову, а все-таки побороться за то, чтобы партия, имеющая членство в Социнтерне, имеющая международные контакты, имеющая хорошую социал-демократическую программу, стала настоящей партией.

***

Константин Янкаускас, депутат муниципального собрания района Зюзино Москвы

Я считаю, что Левичев — кандидат, который выдвинут в первую очередь не партией «Справедливая Россия», а мэрией Москвы под руководством Собянина. И во вторник он выполнял роль политического киллера. У него была задача — вот этой скандальной историей затмить шум, связанный со скандалами вокруг квартир, которыми Сергей Собянин полулегальными схемами обеспечивал своих дочерей. Собственно, ради этого была сделана такая наглая, беззаконная, неправовая акция с вторжением в квартиру в жилом доме.

В общем-то, этого сделать не удалось, потому что Навальный продолжает вести кампанию против Собянина, который, как выяснилось, идет не отдельно, а в такой тройке с Левичевым и Дегтяревым, которые еще дополнительно нападают на Навального.

Что касается будущего Левичева и «Справедливой России», то я не хотел бы делать далеко идущие прогнозы, однако я искренне желаю Оксане Дмитриевой и ее сторонникам, всей внутрипартийной оппозиции в «Справедливой России» победы на осеннем съезде партии. И очень интересно будет, когда Левичев наберет два с половиной или три процента, наберет в разы меньше, чем партия получила на парламентских выборах в Москве, наберет значительно меньше, чем Геннадий Гудков (на выборах губернатора Подмосковья. — Ред.), которого Левичев со своими сторонниками исключил из «Справедливой России»… Вот очень интересно, как господин Левичев будет с такими результатами отчитываться на съезде.

Я искренне желаю удачи тем людям, которые уже сейчас публично бросили ему вызов. Это будет полезно и для партии «Справедливая Россия», и в целом для гражданского общества. Для наших сограждан будет полезно, если «Справедливая Россия» будет заниматься тем, чем занималась во время принятия закона о митингах, во время протестных акций зимой 2011—2012 годов. Безусловно, это будет большой плюс.

Поэтому — удачи Дмитриевой с товарищами на съезде!

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов