Сильная сторона политика Навального — это отсутствие привязки к определенной идеологии. Это соединение радикализма и рационализма, резкой националистической риторики и апелляции к ценности правового государства, разоблачение загадочных сверхдоходов госслужащих без обещаний «отобрать и поделить». Это в известной степени соответствует устремлениям многих избирателей, которые ждут обновления, но без революционной ломки. Которые хотят призвать к порядку привилегированные этносы и сократить число «трудолюбивых мигрантов», но при этом обойтись без кровавых этнических чисток и концлагерей. Которые требуют наказать чиновников, чьи реальные доходы многократно превышают официальную зарплату, но не мечтают расстаться с приватизированной квартирой и кредитным «форд-фокусом» во имя счастья мирового пролетариата. Которые хотели бы, чтобы в стране восторжествовала демократия без прилагательных и чтобы она подразумевала ответственную и подконтрольную избирателям систему управления, а не «власть демократов».
Материал по теме: новый электорат Алексей Навальный ищет даже среди «России шансона» — антипода либеральной общественности. В такой ситуации логичной выглядит и попытка навести мосты с диаспорами, представителей которых ранее оппозиционер характеризовал весьма жестко. (ДАЛЕЕ)
Однако помимо рядовых избирателей есть еще и активисты политических организаций самого разного толка. И они критически воспринимают идейную многогранность Алексея Навального…
Так, часть лидеров русских националистов — Александр Белов, Константин Крылов и Владимир Тор — поддержали Навального, в частности, в его выдвижении на должность мэра Москвы. Однако, по правде говоря, они не являются непререкаемыми авторитетами для всех националистов. Часть ультраправых относит Алексея Навального к числу ненавистных либералов, ищет у него еврейские корни и обвиняет в загадочных, но страшных преступлениях против русской нации. Один тот факт, что Навального выдвинула партия «РПР — ПАРНАС», делает его неприемлемой фигурой для поборников химически чистого национализма.
Тем более удивительно, что леволибералы не устают обвинять Навального в расизме, нацизме и фашизме. «Разоблачительные» статьи и посты появляются регулярно. Так, 19 августа видеокорреспондент «Граней.Ru» Дмитрий Зыков разместил на этом сайте статью «Ксенофобская ложь Навального».
Разоблачая «ксенофоба», Зыков — принципиальный борец с чекистским режимом — невольно перешел «грань.ру», которая отделяет критика от доносчика. «То, что говорит и пишет Навальный о так называемой проблеме миграции, нельзя уже назвать заигрыванием с бытовой ксенофобией москвичей. Это разжигание межнациональной розни», — утверждает он.
В тот же день священник Яков Кротов опубликовал трогательную заметку в своем Facebook:
«Увидел у Тамары Эйдельман, что якобы Навальный объяснял: лозунг «Хватит кормить Кавказ» означает «хватит кормить коррумпированные кавказские кланы». Проверил — не нашел, чтобы Навальный делал такую поправку. В комментариях в его блоге аноним такую поправку предлагал, не более того. Впрочем, разница невелика. Так можно объяснить, что «бей жидов» — это «борись с преступностью среди евреев». А на самом деле «Хватит кормить Кавказ» означает именно «бей жидов». Чем я это докажу? А я не буду этого доказывать! Мое жидовское нутро это чует — и все, пусть мне доказывают, что я ошибаюсь».
Кто-то добродушно посмеется над непритязательным лукавством отца Иакова, который ищет антисемитов под кроватью с таким же усердием, как ветераны общества «Память» ищут там же иудомасонских заговорщиков. Но на самом деле тенденция неутешительная. Отец Иаков видит в Навальном антисемита-погромщика, потому что хочет видеть его именно таким.
И он не одинок. 20 августа Константин Боровой в своем блоге на сайте «Эхо Москвы» написал, что в скором времени Навальный выдрессирует своих либеральных «коллег» и те будут приветствовать его лозунгом «Зиг хайль!» и вместе ходить на погромы.
Из недавнего можно вспомнить также демонстрацию антифашистов в штабе Алексея Навального. Впрочем, выступление антифашистов встретило критику даже со стороны Анны Каретниковой. «Антифашизма, конечно, много не бывает, а вот неумных поступков может быть сколько угодно… Прийти в штаб, орать там в мегафон и мешать людям работать (а они действительно работают с полной отдачей и против огромного административного ресурса), зная, что ничего, кроме пиара, вам за это не будет, — как-то, по-моему, это странно», — укоряла она.
Претензии оппозиционных политиков к Навальному можно объяснить тем, что они требуют от него большей определенности. Точнее, однозначности. Националисты ждут от Алексея резких речей против «заполонивших и понаехавших», а заодно — против «либеральных русофобов». С другой стороны, либералы призывают выдвиженца партии «РПР — ПАРНАС» решительно размежеваться с «русскими нацистами» и по возможности почаще вспоминать об угнетенных мигрантах и ущемленных представителях ЛГБТ. Леваки хотят, чтобы он дал гарантии пересмотра итогов приватизации, забывая о том, что он баллотируется не на пост президента РФ и даже не в федеральный парламент, а всего лишь в главы одного из субъектов Федерации…
Словом, представители всех крыльев, фракций и направлений требуют от Навального соблюдения «генеральной линии», которую наметят ему они.
Политическое будущее Алексея Навального, что бы там ни говорили, пока достаточно туманно. В том числе и в силу того, что над ним дамокловым мечом висит приговор Ленинского районного суда города Кирова. И этот приговор может вступить в силу буквально за несколько суток до единого дня голосования.
Как бы то ни было, Навальный, наверное, должен перерасти себя сегодняшнего и из компромиссной фигуры стать лидером интегрального движения, отстаивающего демократические, социалистические и национальные ценности. Одновременно. Вот такая сверхзадача, которая Алексею вполне по плечу…
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов