— Почему «ПАРНАС» сделал ставку именно на Ярославскую область?
Во-первых, потому что здесь для оппозиции есть все шансы победить. Возможно, Ярославская область станет первым регионом в России, где оппозиция займет большинство, и именно отсюда начнется освобождение страны от жуликов и воров.
Во-вторых, здесь нам удалось создать объединенную коалицию вместе с партией Навального (речь о «Народном альянсе», к которому Алексей Навальный формально не имеет никакого отношения. — Ред.) и «Партией 5 декабря».
А в-третьих, меня сюда пригласили мои товарищи. Ярославская область для меня не чужая — это Волжский регион, похожий на Нижегородскую область, где я был губернатором.
— Есть ли какие-то особенности нынешней ярославской избирательной кампании по сравнению с теми, что уже проводил «ПАРНАС»?
Главное отличие состоит в том, что сейчас я не являюсь «паровозом» — в случае моего избрания я буду работать депутатом Ярославской областной думы. У нас в партии прежде руководство так вопрос не ставило и так его не решало.
Здесь, несмотря на существование цензуры, которая свирепствует везде в путинской России — например, запрещено критиковать жуликов и воров и так далее, — свободолюбивый народ. Он достаточно независим и информирован, поэтому здесь есть возможность продвигать свои идеи.
Еще одна особенность Ярославской кампании — она во многом связана с драматическим арестом Евгения Урлашова, пользовавшегося поддержкой многих людей. Его арестовали 3 июля. И правозащитная позиция, которую занимает наша партия — а мы считаем, что Урлашов должен быть освобожден до суда под подписку о невыезде, то есть ему должна быть изменена мера пресечения, и судить его должен суд присяжных, — очень близка людям, ее поддерживают.
— Какие перспективы у «ПАРНАСа» в области, по вашим оценкам?
У нас есть очень хорошие шансы победить в Ярославле. Я здесь безвылазно нахожусь. Каждый день встречаюсь с людьми. И это еще одна особенность данной кампании — она построена именно на встречах с людьми. Причем не в школах и больницах, а прямо на улицах, во дворах. Благо, сейчас лето.
У меня на «Фейсбуке» куча фотографий. Можете посмотреть.
— Я недавно проехала по Ярославской области. Но удивляет отсутствие наглядной агитации «РПР — ПАРНАС». Вам мешают размещать ее или это сознательное решение — обойтись без билбордов и плакатов?
У нас есть наглядная агитация в городе Ярославле. Стала появляться она и в Рыбинске. Будет в Угличе, Тутаеве, Гаврилов-Яме и Ростове. Но охватить всю область у нас нет возможности. Кроме того, есть же ограничения.
Повесить билборды в некоторых городах нам просто не позволили, потому что компании, которые работают здесь, боятся, что им закроют возможность заниматься бизнесом.
— Вы сказали про Урлашова. Теперь, когда вы по сути тут сейчас живете, может быть, вы более точно представляете, кто его «заказал»?
Его «заказала» власть, «Единая Россия». И московское руководство их поддержало.
«Заказ» состоял в том, что Урлашов являлся очень мощным конкурентом «Единой России». 19 июня этого года он заявил на митинге, что собирается участвовать в выборах губернатора. И у него были все шансы на победу.
Материал по теме: в беседе с «Особой буквой» политик, сотрудничавший с Урлашовым на выборах, рассказал, почему у власти не было иного выхода, кроме посадки мэра, — впервые с ельцинских времен Кремль мог потерять целый регион. Есть у Урлашова и менее влиятельные враги. (ДАЛЕЕ)
И на выборах в областную Думу «Гражданская платформа» под его руководством имела все шансы на выигрыш. Для того чтобы устранить конкурента, они его посадили.
У меня нет никаких сомнений, что санкцию на его посадку давал Владимир Путин, потому что, когда всенародно избранного мэра, руководителя важного для страны города сажают, без санкции руководства это не делается. Кроме того, сам арест осуществляли оперативные работники, приехавшие из Москвы. Это были не ярославцы. То есть это — политическая расправа, это — политический заказ. И это ясно, как божий день.
— А гражданские активисты области, просто люди, поддерживающие «Гражданскую платформу», да и другие оппозиционные партии этим арестом не запуганы?
В «Гражданской платформе» очень многие напуганы, хотя и не все.
Что касается нас, то нас трудно испугать. Мы были на Болотной и Сахарова, и мы закаленные. Так что наша команда не запугана.
— Я имела в виду ваших местных сторонников…
Я скажу так: с нами боятся встречаться какие-то бизнесмены, хотя среди них много сочувствующих. Смертельно запуганы журналисты — боятся встречаться. А вот среди активистов — а у нас очень молодой состав — я напуганных не видел.
— Как вы считаете, избирательная кампания в Ярославской области отличается от тех, что идут сейчас в других регионах страны?
Здесь ненависть к «Единой России», как мне кажется, гораздо выше, чем в стране в целом. И поддержка оппозиции гораздо выше, чем в стране.
— Это связано исключительно с арестом Урлашова или есть другие причины?
Связано это с усталостью от них, поскольку они тут беспредельничают уже много лет. С историей трагической гибели хоккейной команды «Локомотив», разбившейся 7 сентября 2011 года. Люди считают, что гибель любимой команды была связана с форумом, который проводила здесь «Единая Россия» и Дмитрий Медведев. Связано это с массовыми злоупотреблениями при подготовке празднования 1000-летия Ярославля, который был в 2010 году. Связано это с постоянными коррупционными скандалами, которые сотрясают Ярославль.
— Представим, что ваша партия победила на выборах. Что вы в первую очередь будете делать в Ярославской области?
Мы идем на выборы с пятью очень конкретными законами для Ярославской области. Назову три из них.
Первый — об отмене политической цензуры в Ярославской области. Запретить губернатору и мэрам быть учредителями телевидения и средств массовой информации. Очень простой закон.
Второй закон — о снижении уровня коррупции. Это закон об открытых конкурсах и тендерах, куда допускаются пресса и конкуренты. Абсолютно не требующий денег закон, при котором снижается коррупция.
Третий закон — о замораживании тарифов и проведении аудиторских проверок коммунальных компаний. Это надо делать, потому что я здесь обнаружил совершенно фантастическую вещь: главная коммунальная компания, которая называется «Ярославская сбытовая компания», является кипрским офшором. И она поддерживает фонд «Единой России». То есть они получают тарифы, потом переваливают деньги в фонд «Единой России», а потом рассказывают, как им тяжело живется. Сами учредители при этом находятся в кипрских офшорах. Нравится вам это? 55 млн рублей «ЯСК» недавно перечислила этим негодяям…
Здесь творится абсолютный коммунальный беспредел и произвол. Будем с этим разбираться.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов